Между индейцами и медведем
«Выживший» (The Revenant) (18+), США, 2015 год
Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Том Харди, Доналл Глисон, Уилл Полтер
1820-е годы, где-то на Диком Западе. По лесам и горам передвигаются остатки отряда трапперов – охотников на пушного зверя. Большую их часть перебили индейцы из разных агрессивно настроенных племен, да и остальные уже погибли бы, кабы их регулярно не выручал проводник Хью Гласс (Леонардо Ди Каприо) – редкий бледнолицый, обладающий знанием того, как выживать в дикой местности. Но именно Глассу не повезло наткнуться на медведицу с медвежатами. Разъяренный гризли буквально изувечивает несчастного, но в последний момент Хью удается застрелить зверя.
Сопутникам Гласса, прибежавшим на крики, осталось только содрогнуться при виде его кошмарных ран. Никто в отряде не сомневается, что Хью – не жилец, но все-таки присмотреть за ним оставляют трех человек. Один из них – Джон Фицджеральд (Том Харди) – оказался негодяем и вознамерился ускорить затянувшееся умирание Гласса. Но это подлое посягательство негаданно приводит к мобилизации всех внутренних сил потерпевшего. Теперь Хью Гласс твердо знает: ему нельзя не выжить. Не только из принципа, но и ради того, чтоб расквитаться с мерзавцем Фицджеральдом, неблагоразумно не завершившим свое черное дело.
После ряда фильмов о странствиях по пустынной местности (с намерениями выжить в таковой или попросту прогуляться с ветерком) на экранах воцарилась лента, смешивающая элементы жесткого экстремального триллера и монументального вестерна. Поэтому, несмотря на все свое тематическое сходство с такими фильмами, как «127 часов», «Эверест» и «Несломленный», «Выживший» отличается от них принципиально. Он тоже снят по реальным событиям, но здесь речь идет уже о таком далеком прошлом, что фильм воспринимается скорее как «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо, чем как «Путешествие на Кон-Тики» Тура Хейердала.
А ведь сыгранный Ди Каприо Хью Гласс – реальная личность; он, можно сказать, и был Хейердалом XIX века. И, кстати, в 1971 году по мотивам приключенческой биографии Гласса уже была снята одна картина. Она называлась «Человек диких прерий», а заглавную роль там исполнял Ричард Харрис, будущая звезда «Смерти среди айсбергов». Новейшая версия впечатляющей истории снята с куда большим размахом, а Гласса здесь изображает чуть ли не самый популярный киноактер современности.
Но если попадание в такой фильм мистера Ди Каприо – факт предсказуемый, то с личностью режиссера «Выжившего» все обстоит куда интереснее. На протяжении 15 лет голливудско-мексиканский постановщик Алехандро Гонсалес Иньярриту справедливо слыл одним из самых спекулятивных киношников. Его выморочные фильмы-фрески «Сука-любовь», «Вавилон», «21 грамм» снискали славу на фестивалях и очень впечатлили многочисленных полуинтеллектуальных зрителей, воспитанных на Маркесе, Кастанеде, Коэльо и прочей сентиментальной латиноамериканщине. А поскольку мелодрама – прерогатива чуть ли не всякого творческого мексиканца, такое положение вещей воспринималось как должное.
Поэтому вплоть до прошлого года казалось, что Иньярриту так и будет жизнь напролет плодить эти свои громоздкие пошлости про сто тысяч лет одиночества неразумного человечества на бесконечно жестокой и жалостной планете Земля. Однако его пятый фильм «Бердмэн», получивший четыре «Оскара», неожиданно оказался восхитительной, изощренно снятой и сыгранной комедией, настоящим произведением искусства.
«Бердмэн» был совершенно не похож на все предыдущие работы мексиканца, эти пространные слезоточивые фальшивки с многослойными и разветвленными сюжетами. С «Выжившим», шестым фильмом Иньярриту, получилась совсем интересная ситуация: сей вестерн равно далек и от «Бердмэна», и от «Суки-любви». И после этого вторичного режиссерского кульбита Алехандро Гонсалес автоматически может считаться одним из лучших кинематографистов, по состоянию на 2016 год.
Одно лишь приглашение сюда виртуознейшего из кинооператоров – дважды «оскароносного» Эммануэля Любецки – сразу же превратило эту картину в заведомый праздник для глаз. Ранее Любецки снял такие визуальные шедевры, как «Дитя человеческое», «Древо жизни», «Гравитация» и «Бердмэн». Почерк этого изумительного оператора опознается в одну минуту. Его камера постоянно сосредоточена чуть ли не на одних только сверхкрупных планах, но при этом умудряется не замирать ни на секунду – она непрестанно движется. За счет ее полетов да пролазов создается полная иллюзия того, что в фильмах, снятых Любецки, вообще отсутствуют монтажные склейки.
Что до Леонардо нашего Ди Каприо, то он продолжает работать строго под «Оскар» (которого до сих пор не имеет). Само по себе это не хорошо и не плохо, а просто снижает вероятность увидеть Лео в сколько-нибудь «несерьезном» кино. То есть во внешне легкомысленном «Бердмэне» Ди Каприо, возможно, не стал бы сниматься. А вот страдальца Хью Гласса он бы, пожалуй, и бесплатно сыграл.