Окунуться в живопись
Глубины Байкала – на выставке подводных картин
В Иркутском научном центре СО РАН проходит выставка уникальных подводных картин Юрия Алексеева. В экспозиции представлены как традиционные сибирские пейзажи, написанные мастером на суше, так и эксклюзивные морские картины, прибывшие к нам с глубин Байкала. Подводных полотен на выставке восемь, каждое из них создано за один час – именно настолько хватает художнику кислородного баллона под водой.
Житель Байкальска художник Юрий Алексеев первым в России начал писать пейзажи на дне Байкала. В 2010 году он был занесен в книгу рекордов Иркутской области. Живописью увлекается с детства. Кисточка и краски всегда были под рукой, но за профессией он отправился не в академию художеств. Юрий Алексеев окончил географический факультет ИГУ. Долгое время работал инженером-геодезистом на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате. В 2002 году заводчане подарили Владимиру Путину в память о посещении Байкальска картину своего талантливого коллеги.
Популярность художнику принесли именно подводные картины. Однако его полотна, созданные на суше, не менее интересны. В сухопутной живописи сибирский художник придерживается классического направления. По духу ему близка манера письма Васнецова, Левитана, Шишкина. Для того чтобы лучше прочувствовать природу, он отправляется в длительные морские, горные и таежные путешествия. Пару лет назад активно занимался альпинизмом и скалолазанием. Художник считает, что туризм раскрывает перед ним новые горизонты для творчества. Во время путешествий по бескрайним просторам Сибири взору доступно много интересных форм, сочетаний цветов, композиционных решений.
Мечта живописца – проплыть на корабле Байкал по периметру, чтобы создать цикл масштабных картин, в которых бы отразилась грандиозность малоизвестных мест озера:
– Север Байкала почти никто не видел. Часто художники рисуют Песчанку, Слюдянку. Я хотел бы отправиться в бухту Заворотную или Хакусы, чтобы запечатлеть Байкал не открыточный, а настоящий, – признается Юрий Алексеев.
Достоверно, с предельной точностью в деталях пейзажист описывает родную байкальскую природу. Он работает в натуралистическом стиле. Такой подход к отражению действительности покорил немало зрителей. Среди почитателей таланта сибирского живописца есть и высокопоставленные чиновники. Однажды художник получил персональный заказ от генпрокурора страны Владимира Устинова. Для него была изготовлена картина, рассказывающая о жизни медведей в таежном заповедном лесу.
Юрий Алексеев всегда любил изображать байкальскую природу и никакой необходимости погружаться на дно великого озера не испытывал до тех пор, пока знакомый дайвер не обратился к нему с просьбой написать подводный пейзаж. Для создания морского этюда заказчик обеспечил живописца всем необходимым: чугунным горшком, мешком старых монет. С этого момента и начался необычный период в творческой судьбе художника.
– Я не основатель подводной живописи, – говорит Юрий Алексеев. – Андре Лобан вместе с Жаком Кусто погружались с кистями и красками еще в 60-х годах. Первый раз в воде я ощутил себя в другом пространстве, как в космосе. К сожалению, нарисовать ничего не получилось. Кисти оказались бесполезны, краска на грунт не ложилась, а вскоре и совсем замерзла, даже не выдавливалась, тюбики разлетелись, деревянный холст всплыл.
Художник вынырнул разочарованный, но очень скоро вновь приступил к укрощению морской бездны. Он обнаружил, что нет никакой информации о технике рисования под водой. Учиться пришлось методом проб и ошибок. Записался на курсы подводных дайверов. Утяжелил холст и карандаш свинцовой обмоткой. Разработал собственную технологию грунтовой смеси, рецепт которой держит в тайне.
Сегодня, спустя годы тренировок, никакие подводные камни живописцу не страшны. Но каждый раз, опускаясь с красками на дно Байкала, художник вступает в борьбу со стихией.
– Когда я холст опускаю под воду, он кажется мне очень маленьким. Передача пространства идет на уровне интуиции. Дело в том, что вода дает 20-процентное увеличение. Полутонов через сине-зеленый фильтр воды совсем не различить. Теплые тона почему-то оксидируют. Если в картине были использованы красный или желтый цвета, то на воздухе они тут же начинают исчезать или чернеть. Поэтому я стараюсь теплые цвета не применять, но хочется использовать все краски.
Больше всего художника-дайвера привлекают подводные валуны, щели и рельефы, в которых кроется монументальность и грандиозность Байкала.
Игорь Ханаев, старший научный сотрудник Лимнологического института, на открытии выставки отметил, что картины Юрия Алексеева имеют ценность не только с художественной точки зрения, но и с экологической:
– Мы живем в период, когда Байкал переживает серьезный экологический кризис. Сегодня очень важно взывать людей к тому, чтобы они бережно относились к озеру. Юрий Алексеев в своих полотнах обращает внимание зрителя на экологические проблемы озера, картины художника говорят о том, что Байкал болен. Надеюсь, что зритель получит не только эстетическое удовольствие от полотен, но и откликнется сердцем на неблагоприятные изменения в экологии озера.
Выставка подводного художника Юрия Алексеева будет работать до конца января по адресу в Иркутске – улица Лермонтова, 134.