18.01.2016 07:15
Рубрики
Закон
Теги
18.01.2016 07:15

В защиту конкуренции

ФАС не будет принимать жалобы от граждан

С начала 2016 года вступают в силу поправки в антимонопольное законодательство. В частности, теперь Федеральная антимонопольная служба перестанет работать по обращениям граждан-потребителей. Кроме того, ужесточается административная ответственность в отношении должностных лиц органов власти, которые нарушили закон. Однако для них с этого года вводится институт предупреждения и предостережения, что при своевременном реагировании на предписания ФАС позволит избежать наказания.

– 5 января 2016 года в РФ вступили в силу поправки в антимонопольное законодательство, – рассказала на пресс-конференции руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Валентина Заморина. – Закон повернули в сторону защиты конкуренции, а именно состязательности хозяйствующих субъектов. Приняты нормы как смягчающие возможность применения штрафных санкций в отношении органов власти и хозяйствующих субъектов, так и усиливающие их ответственность за повторные нарушения.

Так, из закона исчез пункт, согласно которому хозяйствующий субъект, имеющий долю на рынке определенного товара менее 35%, может занимать доминирующее положение.

Внесены изменения, касающиеся вертикальных соглашений. Ранее продавец и покупатель заключали агентское соглашение и не попадали под действие антимонопольного законодательства. Сейчас эта норма отменена.

Валентина Заморина добавила, что статья № 10 дополнена тремя новыми частями, которые позволяют правительству РФ утверждать правила недискриминационного доступа к товарам хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение и не являющихся естественными монополиями.

– Впервые в конкурентном праве появилось определение «потребитель», ранее оно присутствовало только в законе о защите прав потребителей, – продолжила руководитель УФАС. – Поправки также расширяют понятие «картель». С этого года картелем могут быть признаны соглашения компаний, которые приобретают товары и являются конкурентами в сфере потребления. Так что могут появиться так называемые картели покупателей.

Одним из важных изменений антимонопольного законодательства является то, что с 5 января 2016 года ФАС прекращает работать по заявлениям граждан-потребителей. А таких жалоб, по словам Валентины Замориной, довольно много. Особенно в сфере электро- и теплоэнергетики (по подключениям к сетям). Новшество принято с целью разгрузки антимонопольных органов. Теперь граждане, чьи права были ущемлены хозяйствующими субъектами, должны будут обращаться в другие органы, в зависимости от сферы деятельности нарушителя (в Жилнадзор, Роспотребнадзор и т.п.).

– Отдельно хочется остановиться на расширении институтов предостережения и предупреждения, – подчеркнула Валентина Заморина. – Власть, как и бизнес, получила возможность оперативно устранять нарушения антимонопольного законодательства без штрафов.

Ранее предостережения выдавались только хозяйствующим субъектам, а с 5 января 2016 года их смогут получать должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги. Руководитель УФАС уточнила, что предостережение выдается в том случае, если поступила информация о планируемом нарушении антимонопольного законодательства:

– Как правило, представители той или иной власти заранее заявляют о своих намерениях, планах, которые могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства. ФАС также может выдать предупреждение на бездействие органов власти.

Помимо этого, антимонопольные органы с 2016 года могут направлять предупреждение хозяйствующим субъектам за необоснованное установление различных цен и создание дискриминационных условий. Раньше ФАС имела право предупреждать только по двум составам – навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, а также необоснованный отказ или уклонение от заключения договора.

Валентина Заморина заметила, что одновременно с расширением института предостережения и предупреждения ужесточена ответственность.

Если раньше минимальный штраф для должностных лиц органов власти, нарушивших антимонопольное законодательство, составлял от 15 тыс. рублей, то теперь минимальная сумма увеличилась в два раза – до 30 тыс. рублей. При повторном нарушении должностному лицу грозит дисквалификация.

Среди новаций законодательства – возможность обжаловать решение регионального антимонопольного органа в федеральной антимонопольной службе. По словам Валентины Замориной, это важно для создания единообразной практики применения антимонопольного законодательства, в том числе судебной.