Энциклопедия красок и образов Татьяны Ларевой
Вся история художественной жизни региона в одной книге – в Иркутске вышло в свет уникальное издание «История изобразительного искусства Прибайкалья XX – начала XXI века». Автор 600-страничной монографии – иркутский искусствовед и художник Татьяна Ларева – работала над ней на протяжении 20 лет.
Итогом стало всестороннее исследование развития изобразительного искусства Иркутской области. Благодаря фундаментальному подходу издание представляет несомненную научную ценность. Однако поскольку информация в книге изложена доступным и образным языком, а также богато иллюстрирована, она будет интересна широкому кругу читателей.
– Эта книга, пожалуй, первая попытка собрать воедино материал о художественной культуре Иркутской области, – рассказала Татьяна Ларева. – Основная информация, которая легла в ее основу, была собрана 20 лет назад во время работы над диссертацией «Художественная жизнь Иркутска в 1932–1993 годы». Потом на протяжении нескольких десятилетий я переосмысливала материал, разговаривала с художниками, озвучивала на лекциях студентам иркутских классического и технического университетов, проговаривала во время экскурсий в Иркутском художественном музее. И вот картинка, наконец, сложилась – книга стала итогом активной работы двух последних лет. Надеюсь, что она будет полезна всем, кто интересуется этой темой.
«История изобразительно искусства Прибайкалья XX – начала XXI века» – не первое искусствоведческое издание Татьяны Ларевой. В 1989 году она подготовила монографию «Художники Иркутска», где проанализировала творчество порядка 100 иркутских авторов. Издать ее удалось в 1994 году. Бесспорно, компетентность автора не вызывает сомнений, однако сам факт того, что художник Татьяна Ларева стала искусствоведом – воля случая.
– Я всегда хотела стать художником, поэтому приехала в Иркутск из Новосибирской области учиться живописи, окончила училище и решила продолжить образование, – рассказала Татьяна Ларева. – Выбрала Ленинградский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры. Перед поступлением я год работала в поселке Усть-Ордынский, где подготовила целую серию произведений, но ее украли. И чтобы не возвращаться с пустыми руками, я поступила на единственный факультет, куда принимали без домашних работ – искусствоведческий. Был огромный конкурс, но я достойно выдержала все экзамены. И хотя я люблю свою вторую профессию, сейчас, когда закончила книгу, намерена полностью отдаться изобразительному искусству.
Таким образом, сама судьба предопределила Татьяне Ларевой миссию летописца иркутского изобразительного искусства, которую она с честью исполняет. В монографии в хронологическом порядке впервые собран и проанализирован материал о 400 художниках, искусствоведах, музейных работниках, коллекционерах, меценатах и общественных деятелях Приангарья. В ней рассказывается о важнейших событиях художественной жизни региона, дается наглядное представление о талантливых художниках и учреждениях, занятых в области изобразительного искусства. Особую ценность представляет приложение, где собран научный и справочный материал, который частично публикуется впервые, а также хроники художественных событий с 1900 по 2014 годы. Отдельным разделом даны сведения о персоналиях книги. Издание богато иллюстрировано фотографиями разных лет и цветными репродукциями работ художников. Аннотация переведена на английский и китайский языки. Книга уже была удостоена серебряной медали «Духовность. Традиции. Мастерство» Российской академии художеств.
Презентация монографии впервые состоялась в декабре прошлого года в Иркутском художественном музее. Повторно она будет представлена публике автором 28 января в 17.00 в областной библиотеке им. И.И. Молчанова-Сибирского.