Универсальный символист Виталий Смагин
Выставка народного художника РФ открылась в Иркутске
В прошлом году 9 декабря из жизни ушел народный художник России Виталий Смагин. Он был знаковой фигурой для Иркутска, а его регалий и заслуг не перечесть. Автор мемориала «Вечный огонь», почетный гражданин города, основатель кафедры монументально-декоративной живописи ИрНИТУ, член-корреспондент Российской Академии художеств, человек с активной жизненной позицией, внимательный наставник – таким его запомнили друзья и коллеги. В иркутской галерее «Дом художника» открылась выставка живописных полотен из его личной мастерской.
– Виталий Смагин – заметная фигура в изобразительном искусстве России, – сказала на открытии выставки председатель регионального отделения Союза художников России Наталья Сысоева. – Он реализовался не только как автор в живописи и монументально-декоративном искусстве, но и как педагог воспитал целую плеяду художников. Виталий Смагин преподавал всю жизнь, но более 20 лет он посвятил созданию факультета монументально-декоративной живописи. Теперь в Иркутске работает целая когорта художников, которые продолжают его живописную концепцию. Каждый из них по-своему разделил и воспринял ее, но, тем не менее, в понятие «Школа Смагина» их творчество укладывается. Сегодня у нас есть возможность воочию видеть его картины, которые пока не разошлись по музеям и коллекциям.
Всего в двух залах галереи представлено около 40 живописных полотен, созданных Виталием Смагиным с 1993 по 2015 годы. Среди них натурные этюды, работы из серии «Мифы Прибайкалья», тематические композиции с философским содержанием. В экспозиции впервые можно увидеть работу художника, которую он закончил незадолго до ухода из жизни, – «Последнее письмо с фронта».
– Эта картина стала открытием не только для ценителей творчества Виталия Смагина, но и для его коллег, – отметила директор галереи Надежда Куклина. – Она создана в реалистической манере, а не в символическом стиле, который был характерен для автора в последние десятилетия. На ней мы видим портрет отца художника, который пропал без вести во время Великой Отечественной войны. Его могилу удалось разыскать несколько лет назад ученице Виталия Смагина – Наталье Довнич. Одним из центральных элементов картины художник сделал последнее письмо с фронта, которое его отец отправил своей семье.
Виталий Смагин родился в 1937 году в селе Новобратцево Московской области, которое ныне находится в черте современного города в семье учителей. В 1941 году они были эвакуированы из прифронтовой полосы в Алтайский край. Там отец Виталия Смагина, проработав около года директором школы, ушел на войну. За проявленное мужество в боях награжден орденом «Красной звезды» (награду художник также изобразил на портрете). С 1960 по 1965 годы Виталий Смагин учился в Иркутском художественном училище, с 1966 по 1971 годы – в Ленинградском высшем художественном промышленном училище им. В.И. Мухиной на факультете декоративно-прикладного и монументального искусства у Глеба Савинова.
– С Виталием Смагиным я впервые познакомилась в мастерской Галины Новиковой, – вспоминает искусствовед Тамара Драница. – Красивый, ироничный, очень стильный, с чувством собственного достоинства – он произвел на меня сильное впечатление. Его внешняя закрытость тогда была защитной реакцией, ведь среди близких Виталий был веселым, нежным и даже немного ранимым. На мой взгляд, такая чувствительность – следствие его преданности творчеству. Многим кажется, что живопись Виталия Смагина выпадает из контекста иркутской школы, однако если взглянуть на его натурные этюды, то в них мы увидим все тот же московско-иркутский пленэр, который эволюционировал до светоносного символизма. Но главное, он всегда был человеком мужественным и бросался на критиканов своих учеников «аки лев».
В 1971 году Виталий Смагин по приглашению Иркутского горисполкома из Москвы вернулся в Иркутск и до 1980-го был главным художником города. В Союз художников России вошел в 1975 году. В это время он преподавал в Иркутском училище искусств. Среди его учеников того периода – Аркадий Лодьянов, Владимир Соколов и многие другие.
– Знакомство с Виталием Смагиным сыграло свою роль и в моей судьбе, – вспоминает заслуженный художник России Сергей Элоян. – Я приехал в Иркутск из Братска поступать в училище искусств со своим товарищем Александром Шандро. Его отец общался с другом Виталия Смагина. Мы приехали довольно поздно, нашли его в училище, он принял нас, а Смагин поселил у себя дома, пока нам не дали общежитие. Там он сделал для нас постановку и предложил потренироваться, по ходу давая нам профессиональные советы, а когда увидел, что у меня непрофессиональные краски, то отдал мне свою коробку «Ленинград». Для меня, тогдашнего школьника, они были пределом мечтаний. Таким образом он как бы благословил меня на путь художника, ведь я тогда успешно сдал экзамены и поступил.
С 1982 по 1986 годы Виталий Смагин был председателем правления Иркутской организации Союза художников России. В 1994-м в ИрГТУ на восточном факультете основал кафедру монументально-декоративной живописи. Воспитал там целую плеяду авторов, среди которых такие известные иркутские художники, как Мария Бычкова, Дмитрий Дорохин, Анастасия Ижганайтене, Екатерина Илькова, Григорий Свердлов, Елена Сергейчук и многие другие.
– Для меня Виталий Георгиевич Смагин – учитель, наставник, друг и человек, который изменил мое представление об искусстве и сущности живописи, – отмечает Наталья Довнич. – Что такое свет, каковы его возможности и влияние на живопись – я поняла именно благодаря ему. А еще к нашему учителю всегда можно было подойти с вопросами творческими и жизненными, и он помогал нам найти верное решение.
– Виталий Георгиевич навсегда остался в нашей памяти и в нашем сердце, – отметил и.о. заведующего кафедрой монументально-декоративной живописи ИрНИТУ Сергей Андрейко. – На мой взгляд, у каждого творческого человека есть две жизни, одна – жизнь тела, а другая – духа. Мы попрощались лишь с телом нашего мастера, но его душа продолжает жить в учениках и его работах.
Картины Виталия Смагина вошли в собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, сибирских музеев, в том числе Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. Они хранятся в галереях и частных собраниях США, Франции, Польши, Монголии, Германии, Испании, Японии, Италии. Множество работ стало частью коллекций иркутских ценителей изобразительного искусства, в том числе Виктора Бронштейна, который пообещал сделать экспозицию на полгода со дня смерти мастера. А в 2017 году, к 80-летию со дня рождения Виталия Смагина, откроется большая выставка в Иркутском художественном музее.
«Каждый человек наделен особыми, только ему данными возможностями видеть мир, понимать цвет, воспринимать определенную гармонию, – говорил Виталий Смагин в одном из интервью нашей газете. – Поэтому он не берет что-то напрямую из природы, а через себя черпает эти созвучия, вдохновляясь окружающим пространством. Наверное, поэтому работы художников мало похожи друг на друга, даже если они пишут одну и ту же натуру. По-разному их воспринимают и зрители, главное, чтобы в произведении искусства была некая загадка, о которой захочется размышлять».
В работах Виталия Смагина безусловна и глубина, и тайна, исток которых скрыт в личности самого автора. И разгадывать ее еще предстоит не одному поколению иркутских искусствоведов.