Язык заларинских голендров изучали московские ученые
Каждая деревня или село имеют свою историю. История Пихтинска, образованного Столыпинскими переселенцами из Волынской и Гродненской губерний сто лет назад, пожалуй, одна из самых необычных не только в Заларинском районе, но и в Иркутской области. Пихтинцы, открывшие десять лет назад собственный музей и сохранившие его в таежной глубинке в нелегкие девяностые, берегут материальное и духовное наследие прошлого. Об итогах работы краеведов в минувшем году рассказывает директор Заларинского краеведческого музея Галина Макагон.
Историческое самоназвание пихтинцев – голендры. За этим названием кроется история, уводящая современников в XIII–XV века далеко за пределы Волыни и Гродно, в земли, где проживали голендры, в Польшу, Белоруссию, Западную Украину, Пруссию и Голландию. На своем пути в Сибирь они вбирали кусочки культур, сформировав свою собственную, уникальную и необычную.
– Журналист-международник Бартоломео Рийс из Амстердама, напечатавший книгу «Небесное Отечество» и посвятивший истории пути голендров в Сибирь, говорил во время своего приезда в Залари: «Если журналисты и историки внушительно поработают с Пихтинском, то следом за историками сюда пожалуют кинематографисты, этнографы, люди искусства и т.д.». Так оно и случилось. Более пяти тысяч туристов побывали с начала 2000-х годов в районе с разными творческими задачами, – говорит Галина Макагон.
Предметами исследования ученых в разные годы становились архитектура уникальных пихтинских домов, пихтинской вышивки, крестьянского костюма, языка голендров.
В 2015 году группа московских молодых ученых-лингвистов из Российского государственного гуманитарного университета и Института славяноведения Российской Академии наук под руководством кандидата филологических наук, доцента РГГУ и старшего научного сотрудника ИСл РАН Сергея Скорвида выиграла грант на поездку в Заларинский район для исследования языка. Язык голендров законсервировался в условиях Сибири, поэтому представляет для ученых серьезный интерес.
Летом в район прибыли специалисты по украинскому, польскому и чешскому языкам Марина Алексеева, Дмитрий Поляков, Рита Скорвид. Несколько дней члены экспедиции провели в семьях Пихтинска, где хорошо говорят на своем языке. В селе были опрошены 14 носителей говора в возрасте от 48 до 92 лет.
– Гостям показали местные достопримечательности, познакомили с фондовыми материалами по истории и этнографии голендров, предоставили им образцы письменного творчества – тексты песен, колядок, словарь языка, – рассказывает Галина Макагон.
Ученые искали в речи польские слова, памятуя о характеристике, данной Эфроном и Брокгаузом в 1890 году, о том, что в языке голендров наблюдается примесь польских слов.
По завершении научной работы ученые прислали в Пихтинск «Фыбыль», то есть азбуку языка голендров. Они поправили и доработали словарь, составленный работником пихтинского дома досуга Натальей Людвиг.
По итогам работы экспедиции был подготовлен ряд научных докладов. В январе текущего года ученый Сергей Скорвид сделал доклад о языке и культуре пихтинских голендров в Академии наук в Праге (Чехия). Лингвист Дмитрий Поляков подготовил доклад, в котором отметил уникальность говора голендров и их заслугу в сохранении родного наречия, несмотря на исторические катаклизмы. Этот доклад был представлен на нескольких научных конференциях, состоявшихся в декабре минувшего года в Москве. Ученые планируют продолжать изучение уникального языка в Иркутской области.
В 2015 году в Пихтинске была проведена большая работа, посвященная исследованию пихтинского костюма. Ее авторами выступила семья выходцев из Пихтинска Лаптевых. Они отыскали и изучили истории костюма Голландии, Швеции, Норвегии и сопоставили с пихтинскими, нашли сходства и различия. Изучая материалы аграрной Столыпинской реформы, исследователи отработали в Заларинском районном краеведческом и Пихтинском этнографическом сельском музеях. Лаптевы нарисовали эскизы костюмов и сшили их копии. Работа по изучению народного костюма была заявлена на участие в X Всероссийском конкурсе учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» в номинации «Этнографические исследования». По решению жюри эта работа вошла в девятку лучших исследований.