Фермеров и садоводов пересчитают
Как Приангарье готовится к Всероссийской сельскохозяйственной переписи
Нынешним летом в Иркутской области, как и по всей стране, состоится Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Подготовка к ней идет полным ходом. О том, какие шаги в этом направлении уже сделаны, рассказывает начальник отдела статистики сельского хозяйства Иркутскстата Ольга Пермякова.
– Ольга Петровна, с чего началась подготовка к переписи в Иркутской области?
– С проверки «паспортного» режима. Дело в том, что своеобразным паспортом сельских администраций являются похозяйственные книги – источник информации о проживающем населении: количество, пол, возраст, адрес, размер земельного участка, наличие скота. Этой проверки не выдержали многие муниципальные образования Иркутской области. Недостатки в ведении похозяйственных книг были выявлены практически повсеместно: несвоевременное обновление записей о домовладениях, неполные сведения по вновь освоенным участкам. Имелись расхождения с данными Управления Росреестра по региону. Есть проблемы с учетом личных подсобных хозяйств в городской местности. В некоторых поселениях допускался двойной учет. Например, в Осинском районе скот фермеров ошибочно отражали в книгах учета как принадлежащий личным хозяйствам.
– Как вы использовали похозяйственные книги?
– Информация из этих бесценных книг – основа для составления списков самой многочисленной категории сельхозпроизводителей – личных хозяйств населения. Пришлось провести большую работу: сверили данные со списками Управления Росреестра, уточнили фактические адреса, удалили ликвидированные объекты, внесли новые хозяйства. Этот учет помог сформировать списки личных хозяйств населения главным образом сельской местности. Списки в городах составлялись с помощью специально привлеченных работников – регистраторов. Работу затрудняло отсутствие информации. Во многих районах нам не смогли предоставить списки фермерских хозяйств. Часто зарегистрированные фермеры не осуществляют сельхоздеятельность, не имеют земельных участков и скота, но не ликвидировали юридически свое хозяйство и продолжают существовать в качестве «мертвых душ».
– Сельхозперепись должна охватить и садоводов?
– И это тоже головная боль, прежде всего, в части получения информации о тех дачных, садоводческих, огороднических объединениях, председатели которых не откликнулись на запрос Иркутскстата и не предоставили актуализированные списки владельцев земельных участков. Порой работу затрудняла некорректность предоставленных списков. Например, на один адрес – два владельца и более, много фамилий умерших или уехавших владельцев, несоответствие фактических адресов данным Управления Росреестра. Объединения зарегистрированы много лет назад, а между тем переизбирались председатели и казначеи, менялись номера телефонов. Еще очень много небольших кооперативов, всего на несколько участков, где нет ни председателя, ни казначея. В связи с этим не было возможности уточнить данные по всем участкам. Приходилось использовать разные методы: обращаться к председателю ассоциации садоводов, главам поселений, СМИ, в структуры ГО и ЧС.
– Кто ищет, тот найдет?
– Найдем! Даже если придется переквалифицироваться в археологов и буквально вести раскопки. В Осинском районе мы использовали все имеющиеся ресурсы: сведения архива, Гостехнадзора, Росреестра, похозяйственного учета поселений, управления сельского хозяйства, отдела экономического развития района. А в Ангарске наши коллеги столкнулись с нестандартной ситуацией – наличием садоводств, зарегистрированных дважды, с одинаковыми названиями и разными кодами в статистической базе юридических лиц; действующих, но исключенных из налоговой базы; зарегистрированных садоводств без земельного надела. Разыскать их порой невозможно.
– Это, безусловно, проблемный контингент. Наверное, намного легче шла работа над списками сельхозорганизаций и фермерских хозяйств, ведь они все наперечет?
– И здесь возникали вопросы: включать ли в списки те сельхозорганизации, что фактически не работают, но официально не ликвидированы. Нет информации об их судьбе и нет возможности связаться с бывшими руководителями. Часть земель этих предприятий передана фермерским или личным хозяйствам, другая часть – в фонд распределения земель. Разбираться в схеме передачи этого главного ресурса очень сложно. Не меньше вопросов было и по фермерам. Например, несовпадение юридического адреса регистрации с фактическим местом деятельности.
– Как не запутаться в такой массе объектов, подлежащих переписи? Вы контролируете их количество?
– Хорошее средство для контроля – карта, на которой статистик, как настоящий штурман, прокладывает свой маршрут.
– Статистик, похоже, освоил массу «смежных» специальностей. Он и археолог, и штурман! Еще в какой-то роли выступает?
– Кое-где работникам статистики приходилось самим сверять адресное хозяйство на местности. Отсутствие на зданиях номера дома или таблички с названием улицы приводит к нерациональным затратам времени на поиски нужного адреса. От этого страдают многие службы – скорая помощь, пожарные, спасатели. Такая судьба ждет и статистиков в период крупных обследований. Не приведенное в порядок адресное хозяйство создает массу неудобств. Еще одна проблема – безнадзорные собаки. С ней регистраторы столкнулись в Нижнеилимском районе.
– Списки, наконец, составлены. Что дальше?
– А дальше – новые проблемы. На сей раз они касаются переписного районирования, разделения районов на счетные и инструкторские участки. Сложности обусловлены большой удаленностью населенных пунктов, отсутствием качественных дорог и регулярного транспортного сообщения. В маленьких деревнях не хватало объектов переписи для обеспечения полной нагрузки переписчика. Счетные участки пришлось формировать из населенных пунктов разных сельских и поселковых администраций. Эта вынужденная мера тоже сопряжена с неудобствами. Неизбежны большие затраты времени на разъезды и высокая потребность в транспортных услугах.
– Расходы на транспорт будут компенсироваться?
– Да. На эти цели предусмотрены субвенции из федерального бюджета. На уровень муниципалитетов доводятся определенные суммы, их надо оптимально распределить. И это, пожалуй, самый серьезный вопрос подготовки к переписи. Для дальнейшей работы районным администрациям предоставлена вся информация. Рассчитан километраж между населенными пунктами, выбраны наиболее приемлемые маршруты. Кроме определения расходов на транспорт, требуется рассмотреть вопрос о помещениях для переписчиков, оснащении их связью и охраной.
– Как население отнеслось к регистраторам, совершающим предварительный обход?
– В основном с пониманием, хотя отдельные нюансы, не скрою, были. Регистраторов часто спрашивали, будут ли выделяться деньги на развитие частного подсобного хозяйства.
В заключение хочу сказать, что мы рассчитываем на ответственное отношение к предстоящей переписи всех государственных структур, органов местного самоуправления, ведь они в первую очередь заинтересованы в результатах этой работы.
Надеемся на крупных сельхозпроизводителей и наших кормильцев «калибром» поменьше. Сельхозорганизации, фермеры, индивидуальные предприниматели в установленные сроки должны предоставить все необходимые сведения. Хотелось бы также рассчитывать на доброжелательность и откровенность граждан, владельцев личных подсобных хозяйств и заветных соток на дачных участках. Только так можно обеспечить полноту и достоверность данных переписи, которые станут основой новых программ по развитию аграрного сектора, улучшению жизни на селе.