Возрождение Амура
В Куйтунском районе открывается молочный цех
Строящиеся молочно-товарные фермы, цех по переработке молока, новая сельхозтехника – возрождение сельского хозяйства в селе Амур Куйтунского района началось с появления компании-инвестора.
Немного истории
В Куйтунском районе многие села и деревни имеют интересные названия. Есть исконно русские – Броды, Боровое, множество бурятских – Тобино, Тулюшка, Каразей, Хаихта. Некоторые названы по фамилии жителей – Овчинниковский, Андрюшино, Минчуково, или в качестве отражения советской действительности – Майский, Октябрьский. По желанию купцов – владельцев тулунского винокуренного завода появился в районе АН-завод (Александра Невского завод), который сгорел еще до революции, но название поселку все же успел дать. А Кутузову Падь возле села Тельбы, говорят, назвали по такому случаю: охотники на привале в этой пади обнаружили газету с портретом Кутузова, бережно расправили листок, затесали сосну и прибили на нее портрет полководца.
Название села Амур отношения к дальневосточной реке, скорее всего, не имеет. Оно происходит от эвенкийского «амар» – «задний», «находящийся позади». Расположено село действительно на задворках – примерно в 30 км к западу от районного центра – поселка Куйтун. Впрочем, кто-то считает, что Амур, образованный в 1922 году, название получил в честь генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского.
Когда-то здесь кипела жизнь. Работал колхоз «Годовщина Октября». На сельских улицах звенел детский смех, а на танцплощадке было тесно от веселящейся молодежи. После развала колхоза работать стало негде. Люди уезжали из села. Оставались старики и среднее поколение, живущее натуральным хозяйством. Несколько лет такой жизни, и сгинуло бы, наверное, это село, как ушли в историю сотни тысяч ему подобных деревень. Но нашлись предприниматели-инвесторы, решившие возродить в Амуре сельскохозяйственное производство. На средства ООО «Возрождение» сегодня здесь строятся две молочно-товарные фермы на 400 голов дойного скота, расширяются посевные угодья и готовится к открытию новенький модульный цех по переработке молока. Пока он запущен в тестовом режиме.
Импортозамещение по-сибирски
Небольшое компактное строение на краю фермы видно издалека. Солнечные лучи весело отражаются в оконных проемах, пускают зайчики от металлической крыши и новеньких сэндвич-панелей. Вокруг – никакого строительного мусора. Соблюдать чистоту требуют и при входе в цех. На пороге нас обряжают в хрустящие белоснежные халаты и колпаки, а на ноги заставляют надеть бахилы. Директор ООО «Возрождение» Владислав Бугрименко подробно рассказывает о производственном процессе:
– Здесь у нас происходит приемка молока. Машина подъезжает, подсоединяется шланг, и молоко по нему поступает в цистерну для очистки. В ней установлены фильтры, рядом бак, куда под давлением насосов молоко подается в емкость на 2,5 тыс. литров. На емкости установлен счетчик приема продукции. Компьютер считает каждый поступивший литр.
Непосредственно на пункте приема осуществляется анализ поступившего молока. Его проверяют на жирность, кислотность, определяют количество белка и наличие в продукте воды. Линия переработки полностью автоматизирована. Сотрудникам остается только следить за монитором.
Пастеризованное молоко жирностью 3,2 и 2,5% фасуют в литровые полиэтиленовые пакеты. Кроме цельного молока производят сливки, сметану, «Снежок», творог, адыгейский сыр и сливочное масло.
– Готовую продукцию мы поставляем в Братск, Тулун и Куйтун. Количество напрямую зависит от заявок, – рассказывает главный технолог Анна Оберемок. – Молока производим 700 литров за смену, сметаны – 200–240 кг, кефира – 200 л, снежка – 150 л, творога – 100 кг. Могли бы производить гораздо больше, но не хватает сырья.
Пока цех работает на молоке от собственных буренок. На ферме предприятия содержится 138 дойных коров. Для увеличения объемов пытаются привлечь к сдаче молока с личных подворий местное население.
– Наш цех может перерабатывать до 5 тонн молока за смену – оборудование позволяет, – поясняет Владислав Бугрименко. – При необходимости будем расширяться. Конструкция – модульная. Можно спокойно присоединить еще несколько цехов, увеличить ассортимент – выпускать йогурт, бифидопродукцию. Можно организовать поставку в соседний Нижнеудинский район. Сейчас они покупают молочку красноярского производства в тетрапаках. А у нас есть собственная техника, которая ежедневно могла бы привозить свежий продукт на прилавки торговых центров. Молоко в розницу мы реализуем по 45 рублей за литр. По сегодняшним ценам – это, согласитесь, недорого.
Впрочем, проблема недостатка молока вскоре будет решена. Уже сегодня в Амуре заложен фундамент под строительство двух молочно-товарных ферм на 400 голов дойного стада. Ведутся переговоры о покупке породистых черно-пестрых коров.
– Пока у нас 423 головы скота, стремимся довести поголовье до полутора тысяч, – рассказывает директор. – Кроме молочного направления развиваем мясопереработку. В соседнем Кундуе работает забойный цех. Там производят полукопченую и вареную колбасы, мясной фарш и сардельки. Все натуральное, без добавок и усилителей вкуса. Завод рассчитан на переработку 10 голов скота за смену. Здание большое, можно в разы увеличить объемы, но также требуется реконструкция.
Для обеспечения КРС кормами предприятие занимается растениеводством. В собственности и аренде «Возрождения» – 2 тыс. га земель. Выращивают кормовые и зерновые культуры, многолетние травы. Есть свои пастбища.
– Хотим расширяться как минимум до 3 тыс. га, – делится планами Владислав Бугрименко. – Нынче заложили 700 га паров. Земли были запущенные. Для обработки пашни приобрели в лизинг технику – трактора, посевной комплекс, бороны, кормоуборочный комбайн.
Пока основные работы ООО «Возрождение» ведет за собственные средства. Реанимация сельского хозяйства обошлась предприятию уже в 50 млн рублей. Для дальнейшего развития намерены участвовать в областных и федеральных программах. Руководство понимает – чтобы составить серьезную конкуренцию импортным продуктам, требуются немалые капиталовложения.
– Попрошайничать у государства мы не намерены. Пока есть возможность, будем строиться на свои деньги, – заключает Владислав Бугрименко. – Но и от помощи, конечно, не отказались бы. Очень рассчитываем на поддержку. Общеизвестно – охотнее помогают тем, кто работает. А мы уже сделали немало – есть что показать, чем похвалиться.