01.02.2016 07:15
Рубрики
Экология
Теги
01.02.2016 07:15

Концы в воду

Байкальский флот массово сливает хозфекальные и подсланиевые воды в озеро

На состоявшемся 22 января заседании межведомственной комиссии по охране озера Байкал правительство Иркутской области просило у федерального центра предусмотреть в ФЦП «Об охране озера Байкал» средства для приобретения специальных суден по приему и очистке хозфекальных и подсланиевых вод, накапливающихся на кораблях байкальского флота. Сейчас из нескольких тысяч судовладельцев только более 40 официально сдают воды для обеззараживания воды в единственное специализированное несамоходное судно «Самотлор».

Предложения, озвученные иркутской делегацией, ранее были подготовлены прокуратурой области. В августе 2015 года надзорное ведомство проводило на Байкале широкомасштабную проверку. Анализ ситуации с соблюдением экологического законодательства судовладельцами был одной из задач работы комиссии, в работе которой приняла участие и корреспондент «Областной» Юлия Мамонтова.

Диалоги о рыбалке

Десятками оттенков синего встречали нас небо и водная гладь южного Байкала. Это впереди будут и сплошная дымная завеса над Ольхоном, и тот самый, печально известный, разраставшийся на наших глазах лесной пожар в районе бухты Песчаной. Но та история «с дымком» и ее последствия – информационная почва для отдельного материала. Однако и помимо этого в ходе проверки мы узнали о не менее серьезных экологических проблемах Байкала. И, как в случае с пожарами, причиной их возникновения стали не только аномальная жара и маловодье, но главным образом пресловутый человеческий фактор.

За правым бортом нашего судна сменяют друг друга туннели и мосты КБЖД. Но сегодня глаз цепляется не за золотую пряжку стального пояса России, а за невесть чьи угрожающие как природе, так и безопасности суден хлипкие причалы. То тут, то там виднеются находящиеся прямо возле уреза воды ржаво-железные или бетонные коробочки лодочных гаражей. Вообще не прокурорское дело отслеживать каждый незаконный забор – это прямые полномочия муниципальных органов власти. Но те упорно не замечают, что происходит у них под носом, поэтому нарушения законодательства фиксируют в своих блокнотах проверяющие – сотрудники Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры, управления Росприроднадзора и других контролирующих и надзорных органов. Мы с коллегой, репортером «Вестей» Игорем Пихановым, с самой высокой позиции – у капитанского мостика – делаем фото и видеосъемку, попутно слушая разговор нашего капитана Александра Николаевича с ученым Лимнологического института СО РАН Игорем Ханаевым. У них идут диалоги о рыбалке.

– Выщелкивает баклан рыбу. В Баргузинском заливе мы видели, как омуль шел поверху, немного рябило, баклан залетал на кучу и начинал нырять интенсивно, потом разворачивался, новый выводок искал. В одном Чивыркуйском заливе бакланов насчитывается до полутора тысяч штук. Каждый четыре–шесть килограммов съедает. Местные мужики кричат, что это бедствие, – рассказывает капитан.

– Да. Идут жалобы, что этого основного промыслового объекта на Байкале стало меньше, – соглашается с ним собеседник, но тут же добавляет. – Мы можем пенять на увеличение численности баклана и нерпы. Бакланы, конечно, наносят вред, но это не основной фактор. Да и нерпа, как любое ленивое животное, не будет гоняться за быстрым омулем. А у рыбаков она с удовольствием полакомится рыбкой. В ужаснейшем состоянии находятся нерестовые реки. Омуль истребляется со всех сторон, начиная с нереста и заканчивая периодом нагула.

– Да и с этими китайскими сетями Байкал кончат в итоге лет за пять. Ставят рыбаки сети. А рыбоохрана ждет утра, когда сети наполнятся, чтобы материала хватило на уголовку. А ущерб то наносится Байкалу. И сети порой длиной по два-три километра. Вот жалуются люди, что нет рыбы, а ты приди в Иркутск на рынок. На прилавках сколько икры омуля! В старые времена уже сидел бы и продавец, и тот, кто привез, доставил, – продолжает сетовать начальник судна.

О сетях Игорь Ханаев может рассказать много. Руководитель группы водолазных исследований и подводного мониторинга Лимнологического института не раз с помощью ножовки освобождал судовой винт от синтетических сетевых пут. Поплавки этих гибельных для всего живущего в воде ловушек мы видим повсеместно на поверхности озера и сейчас.

Каков флот – таков на нем и народ

Когда мы были в районе мыса Половинный, на горизонте появились два кораблика – «Внезапный» и «Баргузин». Как выяснилось, это не рыболовы. Суда типа «Ярославец» принадлежат ФГУ «Востсибрегионводхоз» – предприятию, занимающемуся мониторингом Байкала. Однако на их палубах мы замечаем разношерстную шумную толпу людей, в которых с первого взгляда узнаем туристов. Правда, чтобы разглядеть их поближе, пришлось на быстроходной лодке устроить погоню. В этой гонке победила комиссия. На борт зашли проверяющие из природоохранной и транспортной прокуратуры, полиции, Восточно-Сибирского Следственного управления на транспорте СКР, Росприроднадзора, рыбоохраны. Пока они работали в рубке и машинном отделении, туристы оставались на палубе. Одна из пассажирок вдруг ставшего прогулочным казенного судна «Внезапный» стала предъявлять претензии:

– Что вы к нам пристали?! Мы отдыхаем! С турбазы едем с того берега, мы деньги заплатили за прогулку! – ключевое слово «деньги» не раз звучало в качестве главного аргумента в громких репликах туристки.

– А вас не пугает, что вас, пассажиров, больше, чем положено по правилам техники безопасности? Да и отходы с судна, судя по всему, текут прямо в озеро? – пытаемся урезонить разволновавшуюся гостью Байкала.

– И что?! Это не значит, что прогулка должна быть испорчена. Мы оплатили за эту услугу, – с заметным московским акцентом и тоном, не терпящим возражений, ответствовала дама.

Позднее следователи Восточно-Сибирского Следственного управления на транспорте СК РФ соберут доказательную базу о том, что на обоих остановленных суднах допустимая пассажировместимость была превышена. На них разрешено провозить 12 человек, а на одном кораблике было 18, на другом –19. Оба не были укомплектованы спасательными средствами по количеству находившихся там людей. В случае штормовой погоды, которая на мало предсказуемом Байкале может случиться в любой момент, и при неправильном распределении нагрузки, неизбежен опасный крен.

Палубное ограждение на проверенных плавсредствах также не соответствовало правилам для внутреннего водного плавания. Эти и другие обстоятельства легли в основу уголовного дела, возбужденного в отношении двух капитанов по 238-й статье УК РФ. В ноябре 2015 года оба дела направлены в суд. И предположения насчет сливаемых в Байкал отходов жизнедеятельности увлеченных красотами озера туристов, тоже подтвердились.

– На каждом корабле имеются емкости для сбора подсланиевых, а также хозфекальных вод и отходов. Оказалось, что на одном судне на баке запорная арматура не была опломбирована. Это грубое нарушение норм природоохранного законодательства. То есть капитан может сбросить воды в Байкал в любой момент. На втором судне пломба на вентиле была, но как на первом, так и на втором проверенном объекте отсутствовала документация о сдаче хозфекальных вод. Это также является нарушением, – позже прокомментировал руководитель комиссии, Западно-Байкальский межрайонный прокурор Алексей Калинин. – В адрес ФГУ «Востсибрегионводхоз» прокуратура направила представление в части ненадлежащей организации сбора, утилизации отходов на судах. Представление удовлетворено, нарушения устранены – промаркированы контейнеры для хранения отходов, заключены договоры на вывоз и утилизацию мусора, разработаны схемы опломбирования, принят приказ по предприятию о выполнении требований природоохранного законодательства при обращении с отходами. В представлении также шла речь о том, что суда, призванные проводить мониторинг состояния воды, использовались не по назначению и занимались оказанием туристических услуг. Представления рассмотрены, виновные наказаны. Оба капитана уволены.

И снова погоня

В тот день один из капитанов пытался убедить проверяющих, что хозфекальные стоки он сливает в емкости в Байкальске. Комиссионная команда не поленилась и проверила тот причал. Но искомого не обнаружила.

Кстати, подобный инцидент с погоней произошел у бухты Заворотная, расположенной ближе к северной части озера и границе с Бурятией. Это, бесспорно, одно из самых красивых мест. Здесь Байкальский хребет выше всего – до отметки 2201,5 м выгибается к небу. Его альпийские ландшафты ничем не уступают черноморским пейзажам Абхазии. Немудрено, что живописные окрестности бухты и мыса Заворотный стремятся увидеть туристы со всего света. Попасть сюда можно только по воде.

Мы заходим в бухту в лучах рассветного солнца. Оно рассеивает дымку лесных пожаров, принесенную сюда ветром с юга. Перед глазами встает прекрасное и величественное зрелище горных уступов, каскадом спускающихся к побережью. Но к красотам и реалиям Заворотной мы вернемся в будущей публикации. Сейчас же наше внимание привлекают несколько малых и не очень кораблей, стоящих у берега на якоре. Некоторые отдыхающие на палубе соседнего судна, похоже, еще и не ложились спать.

– Эй, полковник, чего такой серьезный? – кричит хмельной пассажир, сфокусировав взгляд на погонах нашего руководителя.

Ответа на вопрос он не услышал. Прокурор через громкоговоритель предупредил судовладельцев, чтобы они оставались в бухте. Увидев людей в форме, реакция команды судна с громким названием «Флагман Байкала» была почти молниеносной. Быстро отдав концы, «Флагман» взял курс на открытый Байкал. И снова пришлось задействовать быстроходную лодку, чтобы догнать очередных беглецов.

– Почему вы не подчинились требованию остановиться и пустить нас на борт? – спросили проверяющие, наконец, настигнув убегающий корабль в акватории озера.

– А у нас отправление было по плану.

– В 7.17?

– Именно так.

Впрочем, долго команда отпираться не стала. Капитан честно признал, что ни пломб на запорной арматуре емкостей для хозфекальных вод, ни санитарного освидетельствования нет, и, вздохнув, согласился на составление протокола.

– Так ведь можно подальше отойти от берега и сбросить. Это ж естественные дела. Рассосется пятно, – такие доводы членов комиссии не устроили, и они составили материалы для привлечения капитана к административной ответственности.

Байкалу нужны судна для очистки отходов суден

Объективности ради стоит отметить – крайне сложно в навигацию соблюдать нормы природоохранного законодательства. И это подтверждается результатами нашей большой байкальской проверки. По ее итогам в отношении порядка 15 судовладельцев были возбуждены административные дела за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами и нарушение правил охраны водных биологических ресурсов. При даче объяснений капитаны ссылались на то, что пункты приемки отходов, находящиеся в транспортной доступности на Байкале, попросту отсутствуют. Единственное судно комплексной очистки «Самотлор» базируется в Порту Байкал. В период навигации на него сдается примерно 700–800 тонн нефтесодержащих и сточных вод, что недостаточно для обеспечения норм природоохранного законодательства. К тому же «Самотлор» находится на значительном удалении от северных районов озера, где сброс подсланевых и бытовых вод с судов осуществляется вне контроля.

При этом согласно расчетам автономности плавания, когда судно полностью загружено пассажирами, сдачу вод для утилизации необходимо осуществлять каждые 24 часа.

По итогам проверки на Байкале прокуратура подготовила предложения в адрес правительства региона, где обозначила и эту проблему. 22 января в Москве о необходимости приобретения дополнительных судов для сбора и очистки хозфекальных и подсланиевых вод с кораблей байкальского флота говорилось на заседании межведомственной комиссии по охране озера Байкал.

– В этой связи мы предлагаем найти возможность рассмотреть данный вопрос в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории», в том числе с привлечением возможностей Министерства транспорта России, – предложил и.о. министра природных ресурсов и экологии Иркутской области Олег Кравчук.

Ранее уже не раз шла речь о необходимости решения вопроса со сбором отходов с судов, но дело с мертвой точки не сдвинулось. Сейчас, особенно в связи с пересмотром ряда позиций ФЦП «Об охране озера Байкал», расстановкой в ней новых акцентов, связанных с сохранностью непосредственно этого уникального для всего мира природного объекта, есть надежда, что эта проблема будет решаться более эффективно.

P.S.

О незаконной застройке берегов Малого моря, об угрозах, нависших над уникальными краснокнижными видами, о спирогире и других заполоняющих Байкал водорослях мы расскажем в следующих номерах «Областной».

 

Справка

По данным прокуратуры, на озере Байкал базируются 294 судна, учтенных в Российском речном регистре, и 4886 маломерных судна, зарегистрированных в ГИМС. Единственный передвижной пункт очистки «Самотлор» обслуживает флот ОАО «ВСРП» и 41 сторонней организации. Остальные судовладельцы, не заключая договоров на сдачу жидких и твердых бытовых отходов, сбрасывают стоки в акваторию озера.