От кокетки до ичигов
Для школьников Приангарья проведут этнографические уроки
В ремесленном подворье Иркутского областного Дома народного творчества открылась выставка предметов быта русских старожилов Приангарья. Ее посетители смогут познакомиться с редкими экспонатами, которые были найдены в ходе этнографических экспедиций по территории региона. Чтобы у зрителя сложилось наиболее полное представление о быте старожилов, здесь будут проходить этнографические уроки. Предполагается, что главным слушателем станет школьная аудитория. Ребятам расскажут об уникальных технологиях народного ткачества, вязания и плетения.
Занятия-экскурсии будет проводить Лидия Мельникова, ведущий специалист по фольклору и этнографии Иркутского областного Дома народного творчества. Этнограф рассказала, что занимается исследованием традиционной культуры русских старожилов уже более десяти лет. Ежегодно отправляется в исследовательские экспедиции по разным территориям области, чтобы сохранить исторические связи между эпохами. Лидия Мельникова считает, что в северных районах Приангарья память о наследии предков особенно сильна.
– Там еще можно встретить бабушек, которые расскажут, как выглядели их детские куклы, дадут подробное описание одежды, бытовых предметов того времени. Нередко у них до сих пор хранится дома корыто или сечка. В их повседневной речи присутствуют слова, которые современный человек часто ни разу не слышал. Когда эти бабушки слышат от меня знакомые им понятия: шоденик, шабур, отымалка, они понимают, что я не человек с улицы. Эти слова для меня стали волшебным ключиком, который открывает дверцу доверия наших бабушек, – поделилась секретом общения со старожилами Лидия Мельникова и тут же обратилась к слушателям экскурсии. – А вы знаете, что такое отымалка?
Убедившись, что тайна известна только ей, экскурсовод раскрыла значение загадочного слова. Оказалось, что отымалкой называли засаленную тряпку, при помощи которой доставали горшок из горячей печи. Изношенные рушники не выбрасывали, а делали из них тряпицу, которую не жалко. А иногда бабушки отымалкой называли неряшливых детей, когда те выглядели испачканными.
Крипотки (носки из конского волоса) – один из уникальных экспонатов выставки, который был найден в экспедиции по деревням Чунского района. Чаще всего крипотки вязали для мужчин. В качестве материала использовали гриву коня, хвост не трогали, чтобы животное могло спасаться от мошки. Такие носки хорошо сохраняют тепло и не накапливают влагу. Поэтому мужчины надевали их, когда отправлялись на рыбалку или, к примеру, на охоту в зимние морозы. Конский волос нашел широкое применение в быту. Из него делали и сита, чтобы просеивать муку, и накомарники, которые защищали лицо человека от гнуса или мошкары. Экскурсовод рассказала, что гнус в то время был настоящей напастью, и в особые дни без специальных масок люди даже не выходили на улицу. Краевед показала слушателям, как выглядел такой накомарник.
В Сибири раньше повсеместно применялось домотканое полотно из конопли. Его использовали не только в быту, но и для пошива одежды. Конопляная нить имела очень жесткую текстуру, и зачастую одежда из нее приносила дискомфортные ощущения, если соприкасалась с открытыми участками тела. Женщины жаловались, что юбки из конопли натирали им ноги до крови.
На выставке можно увидеть разные виды полотенец: повседневные и праздничные. Девушки-рукодельницы старались шить рушники крайне аккуратно. Ведь идеально сотканное полотенце, без единой выбившейся нити, становилось свидетельством того, что из мастерицы выйдет хорошая хозяйка и жена, способная красиво одеть все семейство. Среди традиционных полотенец, использовавшихся в быту, – рушник ручной работы, сотканный из конопляной нити.
Для праздничных событий использовали более дорогую ткань. Об этом свидетельствуют свадебные наряды, представленные на выставке. Два шелковых костюма для парня и девушки находятся рядышком. Этот комплект называется «Свадебная парочка», сшит он был в 30-х годах прошлого века.
Лидия Мельникова рассказала, что много раритетной одежды не сохранилось из-за бума на половички.
– Однажды я приехала к бабушке и спросила, есть ли у нее какая-нибудь старинная одежда. Бабушка ответила: «Много было, вот на дранки изодрала, буду кружки вязать…»
Ценными экспонатами выставки являются нарядные шелковые рубахи для мужчин. Экскурсовод сказала, что сегодня мужская одежда, выполненная в розовых и желтых тонах, не очень популярна у сильного пола. Но 70 лет назад иметь такую рубашку в своем гардеробе было особым шиком и гордостью, потому что чесучу, шелковую ткань, из которой делали рубашки, покупали за большие деньги у китайцев. Еще из этой ценной ткани делали женские платки, которые на Руси называли кокетками.
На уроке было наглядно показано, как выглядела вещь. Нередко такие платки использовали в народных обрядах, например, на Троицу кокеткой оборачивали березку.
На экскурсии также можно познакомиться с разными видами техники вязания носков, например, полупетлями. Создавали носки по-разному, иногда крючком становилась сломанная вилка или ложка. Интересно, что среди экспонатов присутствует уникальный носок с узорами, хотя 99,9% носочных изделий в Сибири тогда не имели никаких рисунков. Это цветастое изделие было обнаружено Лидией Мельниковой в Казачинско-Ленском районе.
Многие рукодельницы того времени вышивали при помощи специальных прялок. В экспозиции присутствует подобное изделие: старинная прялка-корневушка из монолитного куска дерева, выкрашенная в синий цвет.
– Эта прялка досталась мне от одной бабушки, которая не только вручила мне эту ценную вещь, но и научила меня прясть. По этой корневушке видно, что она была очень любима хозяйкой. Прялка имеет сложную резьбу и покрашена, а краска в то время стоила очень дорого, – размышляет владелица диковинки.
Присутствуют среди экспонатов несколько видов ковровых изделий. На полы тогда стелили домотканые дорожки, как правило, из шерстяных ниток или дранок, то есть из одежды, которая пришла в негодность. Технология пошива появились в Сибири благодаря приезжим мастерам. Обычно узор дорожек выполнялся в виде полосочек, реже клеточек. Полоски символизировали образ лестницы. Старожилы верили, что по «ступенькам» коврика уходят плохие мысли из дома.
Наряду с традиционными ковриками представлена оригинальная дорожка с несвойственным для того времени геометрическим узором. Этот необычный коврик Лидия Мельникова получила в наследство от своей бабушки.
Иногда коврики вязались в форме круга. Вот, например, среди экспонатов – коврик-кругляш. Он прибыл из Усть-Удинского Дома культуры, от остальных его отличает то, что он выполнен с применением малоизвестной технологии полутканья.
Экскурсовод также показала несколько видов обуви гостям выставки и рассказала о технике ее изготовления. Раньше обувь шили практически в каждом доме, для этого мужчины выделывали шкуры животных. С помощью лекал делали выкройки, наметы.
Традиционная обувь в Сибири называлась чирки. Женская модель была короче мужских. Помимо чирков старожилы носили ичиги. Это были очень теплые сапоги, мужчины надевали их на охоту.
Завершая экскурсию, Лидия Мельникова сказала, что главная задача краеведческих уроков – воспитать у детей чувство гордости за Сибирь.
– Хочется, чтобы такие уроки помогли деткам почувствовать себя сибиряками. Наши предки хоть и в суровом краю жили, но заботились друг о друге, многое создавали, правильно питались.
Также краевед подчеркнула, что еще одна важная цель мероприятия – показать школьникам на примере старожилов, что все в жизни дается только через труд.
Экспозиция будет работать до 1 апреля 2016 года.