Сибирская Атлантида
В Иркутске обсудили концепцию музея Валентина Распутина
Ангара, как река жизни, станет сквозным образом постоянной экспозиции будущего музея Валентина Распутина. Концепцию обсудили на первом рабочем совещании 28 января в деревянном особняке на Свердлова, 20, где будет расположен новый музей. В совещании приняли участие родные и близкие писателя, музейщики и чиновники.
– Имя Валентина Распутина стало символом Иркутской области и Сибири, поэтому создание музея писателя имеет для нас огромное значение, – подчеркнула министр культуры и архивов Иркутской области Ольга Стасюлевич. – Мы откроем его в 2017 году к 80-летию писателя. В дальнейшем в музее помимо общей экспозиции, которая будет знакомить с творчеством Валентина Распутина, появится научно-исследовательский центр по изучению его творческого наследия.
Профиль музея определен как литературно-биографический. По словам руководителя группы разработчиков, директора Иркутского историко-мемориального музея декабристов Елены Добрыниной, аналогов ему в России практически нет. Основная экспозиция будет называться «Сибирская Атлантида Валентина Распутина». Благодаря синтезу мемориальных предметов, мультимедийных технологий и дизайнерских решений она должна стать символическим выражением главных идей, воплощенных в творчестве писателя, считает Елена Добрынина.
– Уместность образа Атлантиды, возникающего в названии, объясняется мифологическим статусом этого государства-острова, – пояснила Елена Добрынина. – Понятийный аппарат нашей концепции: остров, река, Матера, гений места – ключевые в творчестве писателя. В концепции мы были ограничены небольшим помещением, всего около 120 кв. м, включающих жилой этаж и полуподвальное помещение. В связи с этим родилась идея обратного отсчета жизненных вех Валентина Распутина, чьи произведения автобиографичны и теснейшим образом связаны с нашим краем.
Откроет экспозицию первого этажа повесть «Живи и помни», которая будет символизировать предвоенное и военное детство писателя, затем – «Уроки французского» и другие произведения писателя, иллюстрирующие разные периоды его жизни. Заканчивает ее «Последний срок» – одно из программных произведений Валентина Распутина. Смысловым центром первого этажа станет реконструированный фрагмент кабинета писателя. Здесь же, в отдельном кабинете, планируют разместить мультимедийный центр, где будет находиться электронный словарь языка Валентина Распутина, визуализированный с помощью мультимедийных средств, подтвержденный цитатами из его произведений и предметным рядом. Словарь подготовила иркутский филолог Галина Афанасьева-Медведева, книжная версия его увидит свет в 2017 году.
– Поскольку экспозиция во многом семантическая, мы задумали ее как трехмерное пространство, показывающее время, события и людей, связанных с творчеством писателя, – пояснила Елена Добрынина. – Мы надеемся использовать панорамное изображение Ангары – на верхнем поясе экспозиции, как реки жизни писателя. На первом этаже это будет полноводная чистая изумрудная река юности и детства. В полуподвале будет логично разместить затопленную сибирскую землю. Мы попробуем потолок закрыть экранами с изображением воды таким образом, что посетителям будет очевидно, что они находятся в зоне затопления.
Смысловым центром этажа станут четыре витрины, символизирующие главные «подпорки» в жизни человека, о которых писал Валентин Распутин в повести «Пожар». Это семья, дом, люди, с которыми живет человек, и его родная земля.
– На наш взгляд, символично будет разместить их именно в подвале, поскольку эти «подпорки» сегодня, по сути, выбиты у человека, – отметила Елена Добрынина. – Несмотря на то что Валентин Григорьевич сказал, что «с Россией прощаться не будем», когда мы писали концепцию, у всех участников группы было ощущение, что мы потеряли практически все, за что боролся писатель. Однако поскольку человек, придя в музей писателя, должен получить не только эмоциональное потрясение, но и оптимистичный выход из этого состояния, в завершение экспозиции полуподвального помещения мы раскрыли темы «Распутин и православие» и «Возвращение Матеры». Там возникнет и образ возвращающегося острова, который часто в молитвенном состоянии виделся писателю.
Еще одним сквозным элементом экспозиции станет окно. В окнах возникнут образы деревни, города, будут представлены фотографии людей, которые сыграли важную роль в жизни Распутина, членов его семьи и друзей. В окнах полуподвального этажа будут представлены картины затопления: зачистки леса, горящие села, ревущие бульдозеры и пожары.
– Хотелось бы подчеркнуть, что мы не делаем ни историко-литературную, ни мемориальную экспозицию, – подчеркнула Елена Добрынина. – Над концепцией работала группа музейщиков, а не теоретиков, как это принято, поэтому в ней уже есть разделы, посвященные тематико-экспозиционному плану. К сожалению, мы работали в сжатые сроки: с сентября 2015 года, а также имели не очень конкретное представление о коллекции будущего музея. Хочу отдельно поблагодарить вдову писателя Ольгу Владимировну Лосеву, которая предоставила нам имеющиеся материалы в Москве, Анатолия Викторовича Пантелеева из Санкт-Петербурга, который обладает ценными материалами, сына Сергея и наших собирателей в Иркутске. Они помогли нам представить приблизительный состав коллекции, которая составляет порядка 10 тыс. предметов, но есть надежда, что она будет расти.
В Иркутске уже полным ходом идет формирование фондов будущего музея, который пока будет филиалом Иркутского областного краеведческого музея. Большинство экспонатов переданы в дар сыном писателя Сергеем и его второй женой – Ольгой Владимировной Лосевой.
– В переданной мной в музей библиотеке отца есть целая полка диссидентской литературы, которую отец тайком привозил из-за границы, – вспоминает Сергей Распутин. – Это были сочинения Бердяева, «Несвоевременные мысли» Горького, «Колымские рассказы» Шаламова, которые читала вся наша семья и ближний круг друзей. Помню, мама очень боялась, что об этих книгах узнают и отца арестуют за чтение антисоветской литературы. Казалось, что эти книги никогда не издадут в Советском Союзе, но наступило новое время, когда напечатали даже Шаламова.
В краеведческий музей уже переданы шкафы с обширной библиотекой русской и зарубежной классики, литературой по философии, языкознанию, истории России и Сибири, книгами с автографами известных персон, уникальными миниатюрными и раритетными старинными изданиями. Кроме того, благодаря сыну писателя музей получил часы, лампу, письменный прибор, кресло и стол, за которым работал Валентин Распутин, а также коллекцию дымковской игрушки, колокольчиков, личные фотографии писателя и иконы.
Ценные экспонаты привезла из Москвы вдова писателя.
– Вот «Жизнеописание и духовное наследие архимандрита Исаакия» – именно этот замечательный священник крестил Валентина Григорьевича в Ельце 21 сентября 1978 года, в день рождения Богородицы, – отметила Ольга Лосева. – Есть книги, которые связаны с пребыванием Валентина Распутина на Афоне, а вот молитвенник, который был с ним во всех больницах в последние дни жизни. Он даже заложен на каноне за болящего, который он читал. А вот эта рукопись, написанная его бисерным почерком, – листочек из его очерка об Афоне. Это черновой вариант. Чистовая рукопись и черновик с поправками находятся в Ленинке, но один листочек попал к Курбатову – его давнему коллеге и исследователю творчества Распутина, а Валентин Яковлевич передал его мне.
Эти и многие другие предметы иркутяне смогут увидеть еще до открытия музея писателя. 11 марта в Музейной студии Иркутского краеведческого музея состоится выставка «Ближний свет издалека», которая будет посвящена теме принятия православия и воцерковления Валентина Распутина. Согласно художественному решению, которое предложено заслуженным художником РФ Сергеем Элояном, там впервые будет представлена обстановка рабочего кабинета писателя, которая позволит посетителям окунуться в атмосферу его «творческой кухни».
– Со временем на территории усадьбы будет построено здание, где разместится библиотека писателя, фондохранилище, помещение для научных сотрудников, большой зал для проведения встреч и показа фильмов, туда же, возможно, будет перенесен рабочий кабинет Валентина Распутина, – рассказал директор Иркутского областного краеведческого музея Сергей Ступин.
В концепции будущего музея также есть создание литературно-экологической деревни «Возвращение Матеры», музеефикация сохранившегося дома в Аталанке, объектов в Порту Байкал, а также отдел, посвященный всем писателям Восточной Сибири. Однако эти идеи пока в стадии обсуждения.