Сагаалган – символ надежд и добрых ожиданий
Самый торжественный и главный праздник монголоязычных народов – Сагаалган – Новый год по лунному календарю, постепенно приживается на боханской земле. Вот уже третий год в Бохане организуется Дугжууба, который проводят ламы из Бурятии и Усть-Ордынского дацана.
Дугжууба – это обряд очищения от всего плохого, ритуал для устранения всех помех. Проводится обряд для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, мир и спокойствие. Многим запомнилось, как прошел он в первый раз в 2014 году. В центре поселка, перед зданием администрации района, был разведен большой костер, в котором сгорел Соор – олицетворение зла и бед, а вместе с ним, по поверью, сгорели все болезни и несчастья. Участники обряда станцевали вокруг костра ёхор, танец единения и дружбы. Круг вышел внушительным, на праздник съехались многие жители близлежащих сел.
В последние годы в школах, детских садах, клубах, библиотеках проводятся конкурсы, концертные мероприятия, посвященные Белому месяцу. Это помогает активно изучать бурятский язык и народный фольклор. Сегодня уже можно сказать, что восточные традиции приживаются в боханских семьях, хотя до сих пор далеко не все знают, как нужно правильно, по канонам, отмечать приход восточного Нового года.
Забытый праздник возвращается: в 1930-х годах на празднование Цаган Сара (монг.) в СССР был наложен запрет, а статус народного праздника к нему вернулся только в 1990 году. Казалось бы, сегодня, когда доступен интернет, незнание не должно становиться преградой, но большинство семей до сих пор обходится лишь покупкой белой пищи – молочных продуктов.
Многие коренные местные жители говорят, что праздник, мол, не наш, и здесь никогда не отмечался. Но народная память когда-то была стерта большими историческими событиями, бурятский народ был разделен географически большими расстояниями. Это способствовало разделению не только по территориальному принципу, но и отразилось на языке и обычаях. Сегодня Сагаалган – Цаган Сара – это общенародный объединяющий праздник, который отмечают представители всех народов нашей страны и в Усть-Ордынском округе, и в Республике Бурятия, и в Забайкальском крае.
Сагаалган с соблюдением всех обычаев, как правило, у нас отмечают в семьях, где кто-то из супругов родом из Бурятии или Агинского округа. Цыбик-Ханда Дабаевна Хантакова родом из села Тухум Селенгинского района Бурятии, в далеком 1976 году приехала в Хохорск, выйдя замуж за местного парня Александра. Александр Прокопьевич и Цыбик-Ханда Дабаевна познакомились, будучи еще студентами Бурятского сельскохозяйственного института. После окончания учебы поехали трудиться в колхоз имени Ленина – передовое хохорское хозяйство Боханского района. Она экономистом-бухгалтером, он – иженером-механиком.
К сожалению, нет уже рядом Александра Прокопьевича. Радуют сегодня Цыбик-Ханду Дабаевну дети и внуки. Вместе с супругом они воспитали двоих детей, сына Анатолия и дочь Туяну. Анатолий, тренер по борьбе ДЮСШ, у него двое уже взрослых сыновей. Заято – студент Красноярского мединститута, Володя закончил исторический факультет БГУ. Дочь Туяна преподает экономическую географию в Боханском филиале БГУ, кандидат наук, ее сын Александр, студент спортфака БГУ, известный в районе перспективный борец. Любовь к спорту детям и внукам привил Александр Прокопьевич, занимавшийся волейболом, баскетболом, футболом, игрой в шахматы. Два года в честь А.П. Хантакова в Хохорске проводятся турниры по баскетболу, шашкам и шахматам.
Цыбик-Ханда (переводится как «чистая», «светлая») Дабаевна из многодетной семьи, где воспитывались восемь детей, поэтому у счастливой тети пятнадцать племянников! Все они взрослые, почти все получили высшее образование, среди них инженеры, экономисты, технологи. Вся большая родня между собой очень дружная, многочисленные родственники приезжают в Хохорск из Бурятии на нескольких машинах, летом собирают ягоду, отдыхают на море. А зимой в течение Белого месяца, как это было принято много веков назад, посещают первыми старших и уважаемых родственников, приезжают поздравить с Новым годом и пожелать всех благ.
– В годы моего детства Сагаалган был единственным большим, значимым праздником, – вспоминает Цыбик-Ханда Дабаевна. – Мои родители Даба Базарович и Цыцырен Цыдыповна трудились в колхозе. Мама работала дояркой, мы все ей старались помочь, днем в поле вручную доили колхозных коров, вечером – доильным аппаратом. К встрече Нового года готовились в семье заранее, начинали стряпать хворост, булочки, позы, варили большую говяжью берцовую мозговую кость. В доме перед божницей – Бурханом – ставили зула-лампады с маслом, огонек горел перед Сагаалганом всю ночь, воскуривались благовония. Ставили далх – девять разных продуктов, сладости, молоко, топленое масло, белую пищу.
В канун Нового года – буту удэр – желательно всем было находиться дома и молиться о благополучии. Мама вставала в пять утра, выходила на улицу, капала молоком. В это время обязательно нужно было, чтобы печка топилась и в доме свет горел (по поверью покровительница всех живых существ Палден-Лхамо – небесная богиня перед этим днем обходит вселенную с особой ревизией – прим. авт.). В день Сагаалгана стол стоял накрытый, с утра с поздравлениями и подарками приезжали близкие родственники. Раньше подарки были проще – бутылочка, конфеты, печенье, помнится, баранину-грудинку преподносили невесткам. Сегодня подарки стали дороже, продукты уже не дарят, а дарят сувениры, посуду и другое. Мои улан-удэнские родственники, несмотря на морозы, приезжают к нам, а самые близкие с поздравлениями с утра в первый день Сагаалгана приходят в мой дом. Так получилось, что я привнесла традиции из родительской семьи в свою семью, стараюсь их передать и привить детям и внукам.
Многонациональная семья Хантаковых старается соблюсти все обычаи и традиции, которые чтили их старшие родственники, жившие в Бурятии (кстати, родители Цыбик-Ханды Дабаевны своими корнями были из Готольского рода, то есть родом из нашей местности). Цыбик-Ханда Дабаевна чтит народные традиции не только в семье, она стояла у истоков известного теперь народного фольклорного хохорского ансамбля «Ургы» («Подснежник»). Он отличается от других фольклорных коллективом тем, что его участники возрождают старинные народные обряды. В свое время идея создания ансамбля принадлежала секретарю парткома колхоза Александру Константиновичу Хитрихееву. Он дал поручение организовать сначала агитбригаду, где Цыбик-Ханда Дабаевна, Тамара Даниловна Жамьянова, Вера Жамбаловна Харитонова и Дугарма Жамбаловна Бардухинова исполняли восточные песни, а затем ансамбль постепенно перерос в «Ургы».
Бесспорно, проведение Сагаалгана на нашей земле способствует сохранению и возрождению бурятских народных традиций, сохранению языка. Праздник способствует единению и сплоченности рода, смысл его и в безоговорочном почитании старших. С мудростью и дальновидностью народных традиций не поспорить, все древние традиции служат миропорядку. В этот праздник обновления будем желать только хорошего и верить, что именно в этом году нас ждут удача, счастье и успехи.