Европейские мастера в художественном музее
Прекрасные нимфы, портреты мадонн, королей и придворных дам в роскошных рамах, а также работы известных художников – Констана Тройона, Нарциссо Диаса де ла Пеньи, Клода Моне, Камиля Писсарро – можно увидеть в основном задании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. С 28 января здесь работает выставка «Открываем запасники. Европейские мастера XVII – начала XX века». Она объединяет около 60 произведений французских, итальянских, немецких, английских, бельгийских и австрийских художников. В подобном составе полотна впервые представлены публике.
– Выставка дает старт новому проекту «Открываем запасники», – рассказал генеральный директор Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева Александр Гимельштейн. – Наш музей обладает колоссальными коллекциями живописи, скульптур, декоративно-прикладного искусства, икон, но, к сожалению, не имеет достаточных экспозиционных площадей для их показа. Конечно, мы намерены работать над решением этой проблемы, но пока будем в существующих залах постепенно открывать наши сокровища и показывать то, что было до сих пор недосягаемо.
Полотна талантливых живописцев Европы XVII–XIX веков действительно поражают стилевым, жанровым и тематическим разнообразием. Особенно широко представлен на выставке пейзаж. Здесь можно увидеть произведения «Утро в порту» и «Вечер в порту» французского художника Жоржа дю Плесси, «Пейзаж» Камиля Писсарро и пастель «Чайки. Темза, парламент» Клода Моне.
– Эта работа Клода Моне датируется 1901 годом, – рассказала Татьяна Огородникова, заместитель директора музея. – На закате лет прославленный импрессионист каждый год зимой приезжал в Лондон и писал знаменитые туманы Альбиона не только красками, но и пастелью. Живописные произведения из этой серии хранятся во многих центральных музеях. И хоть эта картина написана не маслом, мы можем видеть характерный творческий почерк – работу чистыми красками. В данном произведении автор прекрасно передает состояние природы и знаменитый лондонский смог. Кстати, картина выставляется редко, так как техника пастели требует особых условий хранения.
Почетное место на выставке занимает так называемое салонное искусство, для которого характерна безупречная эстетика прекрасного. Среди них «Дама с веером» Генри Эрмонта, «Девочка с кошкой» Эммы Вольсбергер Дарие, «Женская головка» француза Пьера Жозефа Дедре-Дорси, «Продавщица цветов» Анри Валенси. Самая большая работа экспозиции – «Поющие нимфы» кисти французского художника Николы Огюста Лорена – великолепный образец жанра.
– Название жанру дал Парижский салон – одна из самых престижных художественных выставок Франции и официальная экспозиция Академии изящных искусств, – пояснила Татьяна Огородникова. – Название «салон» появилось в 1725 году после выставки в квадратном салоне Лувра. Окончательно данный термин закрепился со второй половины XIX века и стал обозначать искусственную красивость и даже некую бездуховность. Однако наша коллекция салонного искусства, безусловно, услаждает взор и настраивает на размышления о возвышенном.
На выставке есть и две работы из коллекции Владимира Сукачева. Несмотря на то что городской голова собирал произведения русских художников, во время своих поездок за границу он часто покупал и картины европейских мастеров. В основном это были сюжетные работы и пейзажи, которые вполне отвечали его вкусам. На этой выставке представлены картины австрийского художника Альберта Ригера и немецкого автора Адольфа Тама из коллекции основателя Иркутского художественного музея.
– Картины попадали в музей разными путями, часть принадлежала коллекционеру Лейбовичу и другим собирателям искусства, а в 1940-е годы нам передали некоторые работы из музея им. Пушкина. Также были подарки от московских коллекционеров – Феликса Вишневского, Николая Величко, Юрия Невзорова и многих других, – рассказала Татьяна Огородникова. – Кстати, помимо признанных мастеров здесь много малоизвестных художников XVI–XVIII веков, которые, тем не менее, имеют очень высокие художественные достоинства и не уступают произведениям знаменитых авторов.
Выставка интересна еще и тем, что даже новичок в искусстве очень быстро разберется, чем отличаются итальянская, французская и немецкая школы. Экспозиция будет работать до конца февраля.