Полет надо льдом
Инспекторы МЧС проверили ледовую переправу в Ольхонском районе
Лед есть, а переправы – нет. Сотрудники МЧС проверили готовность зимней дороги с материка на остров Ольхон. Открыть «дорогу жизни» планируют только через неделю, но движение по заснеженной глади Байкала уже осуществляется регулярно.
Жители островных деревень ежедневно рискуют жизнью. Тонкий лед не дает оборудовать ледовые переправы. Но люди не хотят идти в обход, надеясь на русское «авось». Инспекторы ежедневно проводят рейды по неофициальным переправам, призывая местные администрации обеспечить безопасность людей. Летчики МЧС регулярно совершают облет акваторий, выявляя опасные места, проводя аэрофотосъемку и проверяя уровень снегозапасов.
– Сегодня мы совершим облет береговой полосы вдоль озера Байкал, осуществим мониторинг ледовой обстановки. Также пролетим на северную оконечность острова Ольхон – мыс Хобой, где 24 января был отрыв льдин, оценим, какова сейчас ледовая обстановка, – обозначает план действий главный государственный инспектор по маломерным судам Иркутской области Дмитрий Миронов.
Мощный рев приближающегося вертолета заглушает слова инспектора. Спешим к месту посадки.
– Держите крепче шапки, – кричит Дмитрий Миронов. – Не успеете оглянуться, как будете по берегу за ними бегать!
Снежная пурга, поднявшаяся от работающих лопастей, тут же залепляет глаза, рот и нос плотной снежной пылью. Утопая по колено в снегу, бегу к вертолету. Взлетаем.
Под нами свинцовая вода с плывущими по ней слюдяными льдинами, пар, поднимающийся от Ангары, дымящие в стороне трубы, огромные полыньи и неожиданно ярко-изумрудные замерзшие заливы. Вода грязно-серого цвета, почему же тогда лед такой пронзительно бирюзовый?
По вертолету нетерпеливо, толкая друг друга, бегают телевизионные операторы и фотографы в надежде снять необычно яркий кадр. Пилоты, снисходительно улыбаясь, наблюдают за их толкотней: им-то давно привычно видеть мир со стороны неба.
Спустя час подлетаем к Байкалу со стороны Бугульдейки. Ажурные рисунки на голубом прозрачном байкальском льду просто завораживают. Ледяные поля, прорезанные становыми трещинами, тянутся на много километров. Внушительных размеров торосы перемежаются с огромными ледяными глыбами. Не меньше впечатляют застывшие наплески на камнях и скалах, создающие настоящие хрустальные берега. Вдруг в иллюминаторе мелькают машины, кучка людей, брезентовая палатка. Рыбаки! Вот они, миленькие! И совсем рядом с огромной трещиной! Не боятся же! Какая нужда пригнала их?
– Лед здесь опасный, но сверху присыпан снежком. Трещины не видно. Кажется, что все прочно, – перекрикивая шум двигателя, объясняет Дмитрий Миронов. – Сверху по структуре льда можно определить его состояние. Когда мы пролетали национальный парк, лед был светлый, голубого и зеленоватого оттенка, – это прочный лед, а сейчас, видите, он серого цвета. Тут структура игольчатая, поэтому лед хрупкий. И плюс ко всему ветра, которые постоянно меняются. Ледовое поле в результате этого смешивается. Когда оттепель, происходят становые трещины. Когда холодно, и лед сжимается, то образуются торосы. Поэтому рыбаки сильно рискуют.
В районе Хужирского залива замечаем на льду новенький джип. Рядом с машиной позирует для сэлфи девушка. Ей, конечно, невдомек, что 15 января примерно на этом самом месте под лед ушел автомобиль УАЗ. Экстремальное приключение унесло жизни трех человек. Но люди продолжают на свой страх и риск ездить за рыбой, на отдых или по делам с материка на остров. Не задумываясь о последствиях, они игнорируют запрещающие знаки и информационные стенды.
Вертолет совершает посадку возле поселка Сахюрта. Инспектор докладывает обстановку и.о. мэра Ольхонского района Александру Мороеву.
– Лед в основном сформировался, но есть еще места разломов, и, самое главное, есть рыбаки на льду. Увидели в районе Хужира, 26 км на север, порядка трех одиночных машин и две группы по две и по три машины. А когда летели от Хобоя, заметили целый «табор», координаты у нас есть. Надо как-то организовать работу. Прежде всего, информировать всех об опасности выезда на лед, посмотреть, и если там есть подъездные пути, то их необходимо перекрыть. И требуется ускорить работу по ледовой переправе.
Районный руководитель объясняет, что ледовая дорога будет открыта через неделю. Сейчас подрядная организация заканчивает выставлять знаки и вешки. Возле переправы Куркут – Иркутская губа появится и контрольный пункт, из которого сотрудники будут отслеживать выезд на лед грузового транспорта.
– Мы внесли предложение в Дорожную службу Иркутской области, и прокуратура нас поддержала, что открывать переправу можно только после соблюдения всех отраслевых дорожных норм, – поясняет Дмитрий Миронов. – А в правилах предусмотрены пункты обогрева, контроля, бригада дорожных рабочих, которые должны мониторить ледовую обстановку, толщину льда и, самое главное, обеспечивать пропускной режим. Как я понимаю, у вас же переправа в ночное время не будет работать? Тогда должен быть шлагбаум.
Александр Мороев обещает, что шлагбаум тоже установят в ближайшее время. Администрация совместно с сотрудниками ГИМС и МЧС проведет рейды по опасным местам.
В этом году переправа Куркут – Иркутская губа открывается позже, чем в прошлом. Ее протяженность составит 12 км. Это будет единственная официальная ледовая дорога в Ольхонском районе, причем с ограничением движения транспорта не более 10 тонн.
Переправа будет работать примерно до 15 апреля – все зависит от климатических условий.
В Иркутской области всего планируется открыть 55 ледовых переправ. Пока их открыто 40. Больше всего ледовых дорог в Киренском районе – девять, далее в количественном эквиваленте идут Нижнеудинск, Тайшет и Бодайбо.
– До нового года было очень тепло, поэтому в некоторых районах открытие переправ запаздывает, но торопиться здесь нельзя – никто не собирается рисковать жизнями людей, – подчеркивает главный инспектор. – К сожалению, сами люди этого не понимают. Видимо, наш человек так устроен, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится!
В подтверждение слов инспектора мимо нас проносится несколько автомобилей.
Сотрудники старательно записывают номера нарушителей. Теперь им грозит штраф: от 500 до 1 тыс. рублей – для физических лиц, до 20 тыс. рублей – для юридических лиц.