Закон далек от совершенства
Закон, регулирующий сферу обращения с безнадзорными собаками и кошками, далек от совершенства и плохо приживается на территории Иркутской области. К такому выводу пришли члены комиссии по контрольной деятельности ЗС под председательством Геннадия Нестеровича.
Как выяснила областная КСП, несмотря на постоянные просьбы увеличить финансирование борьбы с бездомными псами и кошками, число которых в прошлом году превысило 13 тыс. особей, муниципалитеты не особо горят желанием очищать свои территории от расплодившихся животных. Из почти 31 млн рублей субвенций, выделенных на эти цели, треть так и не востребована.
Одна из причин, на которую ссылаются муниципалитеты, – отсутствие на местах охотников заниматься столь специфическим бизнесом. Зато предприниматели из соседних регионов слетаются на аукционы как мухи на мед. На каждую безнадзорную собачку областной бюджет выделяет примерно 4 тыс. рублей. Это, конечно, немного, если учесть, что собаку надо отловить, доставить в питомник, провести ветеринарный осмотр, стерилизовать и содержать полгода, прежде чем выпустить в места ее прежнего обитания.
Из всех услуг самая дешевая – умерщвление, всего 5 рублей. И, по всей видимости, самая востребованная. Проверка собачьих питомников, проведенная КСП, показала, что инфекции, особенно вирусный энтерит, так косят собачье поголовье, что зарегистрированная в Бурятии ООО «Перспектива-Авто» не успевает выписывать свидетельства о смерти, а также кормить обитателей питомника положенное число раз. Документально подтвержден падеж в минувшем году лишь 553 животных, хотя число реально погибших превысило 900. Понятное дело, что преждевременная смерть не помешает предпринимателям требовать полагающегося по контракту собачьего довольствия.
– Программа хорошая, – констатировал депутат Александр Балабанов, – но, как мы видим, совершенно не отработан механизм ее реализации. А без этого механизма она мертвая.
Министр сельского хозяйства области Илья Сумароков согласился, что закон о безнадзорных животных требует значительной доработки. Институт регионального законодательства уже приступил к созданию новой редакции. В ней будут учтены многие предложения мэров муниципальных образований. В частности, будет рассмотрена возможность сокращения содержания животных в питомниках с полугода до одного месяца, а также передача функций по исполнению закона от службы ветеринарии областному министерству жилищно-коммунального хозяйства, как это сделано во многих регионах.
Геннадий Нестерович предложил ускорить работу по модификации закона, чтобы вынести его на обсуждение уже в мартовскую сессию. Кроме того, направить материалы проверки в прокуратуру для правовой оценки массовой гибели животных в питомниках.
На заседании комиссии были также рассмотрены итоги проверки выплаты заработной платы с начислениями на нее работникам муниципальных учреждений культуры, проведенные аудитором КСП Юлией Ларионовой.
Общий вывод вполне оптимистичен: область успешно выполняет майские указы президента, предусматривающие доведения к 2018 году зарплаты работников культуры до средней зарплаты в регионе. В минувшем году она составила 22,3 тыс. рублей при средней в регионе 34,7 тыс. рублей, а в нынешнем планируется довести до 30 тыс. рублей. Вот только порой требуемый показатель достигается весьма нехитрым способом – оптимизацией штатов. Например, в Тайшетском районе численность работников культуры сократилась за год со 126 человек до 86.
Правда, наблюдаются и обратные примеры, когда возникают должности, не предусмотренные Единым квалификационным справочником, типа специалиста по организации досуга населения или гардеробщика-билетера. Таким вот партизанским методом в ДК «Одинск» Ангарского городского округа введена ставка зам. директора по общим вопросам, а централизованная библиотечная система города Саянска, в которой занято 44 человека, обзавелась собственным специалистом по охране труда.
Особенно продуктивным по части изобретательности оказался КДЦ поселка Подкаменная Шелеховского района. Там бескорыстно выложили в 2014 году 45 тыс. рублей трем лицам, не имеющим никакого отношения к КДЦ, просто подсевшим погреться у приветливого очага культуры. Уборщику служебных помещений постановили выплачивать надбавку за работу «во вредных условиях труда». А уж персональные повышающие коэффициенты раздают налево и направо, без проведения излишней аттестации. Захотелось в январе сделать приятное главбуху – пожалуйста, получи восемь с лишком тысяч рублей добавки к зарплате.
Приятного захотелось и директору ДК «Одинск» Татьяне Конюховой. Ее предшественник на этом посту имел звание заслуженного работника культуры и соответственно этому почетному званию получал 20-процентную надбавку. Татьяна Конюхова такого звания не имела, но надбавку, вступив в должность, оставила за собой. Правда, как она рассказала членам комиссии, она осознала свою ошибку (а может, известие о проверке КСП к этому подтолкнуло – кто знает) и вернула неправедно полученные деньги.
По мнению председателя комитета по социально-культурному законодательству Ирины Синцовой, повышение заработной платы работникам культуры не всегда сказывается на уровне самой культуры, предоставляемой в поселениях.
– Порой она ограничивается дискотекой по выходным. Этого мало, если мы повышаем заработную плату, то должны получить взамен качественную работу.
С ней согласился и Геннадий Нестерович, предложив министерству культуры проанализировать деятельность учреждений культуры в районах.
– Мы знаем, сколько у нас клубов в области, а как они функционируют – нам неизвестно. Особенно в мелких поселениях.
Члены комиссии приняли решение направить в адрес губернатора письмо о состоянии дел в области культуры, а материалы проверки КСП по Одинску и Подкаменной передать в следственные органы.
В заключение заседания были обсуждены результаты комплексного контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета, направленных в 2014 году на реализацию мероприятий подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Иркутской области» на 2014–2018 годы государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области» на 2014–2018 годы».