Порядок в лесу
МВК сократит количество пунктов отгрузки древесины
О мерах по противодействию распространению наркомании и о том, как сегодня обеспечивается порядок в лесной сфере, шла речь на заседании правительства Иркутской области, которое провел губернатор Приангарья Сергей Левченко.
Наркотики ушли в интернет
Марина Горохова, помощник главы региона и секретарь областной антинаркотической комиссии, сообщила, что Иркутская область входит в двадцатку нарконеблагополучных регионов Российской Федерации. Наркоситуация в регионе оценивается как предкризисная. По итогам 2014 года уровень наркопотребления в Приангарье составил 585,6 человек на 100 тыс. населения, что в 1,6 раза превышает среднероссийский показатель.
Наибольшее количество наркобольных состоит на учете в Черемхово (853,4), Ангарске (634,5), Братске (624,3), Тулуне (616,5), Усолье-Сибирском (587,6), Иркутске (457,7), Зиме (418,7), Тайшете и Тайшетском районе (573,1), а также в Слюдянском (604,6), Куйтунском (494,8), Братском (426,1) районах.
По предварительным данным, в 2015 году число страдающих синдромом зависимости от наркотических веществ в регионе достигло 8 тыс. 750 человек, диагноз «пагубное употребление» получили свыше 4 тыс. человек. В прошлом году бригады скорой помощи выезжали на случаи острых отравлений наркотическими и психотропными веществами 968 раз. За 11 месяцев 2015 года от таких отравлений умерли 76 человек. К слову, в 2014 году подобных смертей было 210. Серьезное сокращение числа летальных исходов связывают с изменением структуры наркорынка и все большим распространением синтетических наркотиков. Между тем с этим же связан рост отравлений детей, скорую помощь в таких случаях в прошлом году вызывали в три раза чаще, чем ранее.
В Иркутской области распространенность наркомании наиболее остро проявляется в городе, чем на селе, и выявляется преимущественно среди мужского населения (соотношение составляет 1:7). Практически 95% больных употребляют наркотические вещества опийной группы. В 27 районах Приангарья произрастает конопля, которая тоже пользуется широким спросом.
На заседании было отмечено, что в последнее время ситуацию в регионе осложняют распространение наркотиков в интернете и схемы продажи с помощью электронных платежных систем. Современные формы торговли освоили даже представители цыганской народности, ранее практиковавшие консервативные методы торговли за наличный расчет.
Как сообщил Максим Зиновьев, исполняющий обязанности начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Иркутской области, наркоторговцы используют схемы сетевого маркетинга, предоставляют потребителям скидки, бонусы и бесплатные пробники, предлагают «наркоконструкторы», с помощью которых можно самостоятельно изготовить то или иное вещество. Продажи в сети постоянно совершенствуются – используются приложения к мобильным телефонам и даже интернет-игры. ФСКН работает в этом направлении, направляя материалы в Роскомнадзор, который блокирует страницы через Единый реестр доменных имен, однако наркоторговцы открывают новые и новые страницы.
То, что эффективность борьбы с «дурью» в интернете невысока, убедительно доказал советник губернатора области Юрий Фалейчик, который прямо на заседании правительства за пару минут нашел в интернете множество предложений о продаже наркотических веществ в Иркутске и продемонстрировал присутствующим экран телефона с информацией о ценах, способах покупки и оплаты «товара».
Заместитель председателя правительства региона Виктор Кондрашов предложил «убивать» такие сайты DDoS-атаками (хакерская атака на вычислительную систему, организованная с большого числа компьютеров – прим. ред.). Представители правоохранительных органов оценили эрудицию зампреда правительства и посетовали, что могут пользоваться лишь разрешенными законодательством методами.
Губернатор Приангарья Сергей Левченко подчеркнул: вопросам противодействия распространению наркотиков через интернет нужно уделить особое внимание.
– В этой борьбе важно задействовать все силы и средства, в том числе привлекать общественность, – рекомендовал он.
Как отметила Марина Горохова, сегодня волонтеры ведут мониторинг интернет-сайтов, содержащих пропаганду наркотиков, и направляют информацию в Роскомнадзор. В 2015 году они сообщили 64 адреса интернет-сайтов, 42 из них было заблокировано. Плюс ко всему, волонтеры закрашивают уличную рекламу продажи разнообразных «спайсов», «солей» и «миксов», за которыми скрывается все та же синтетическая наркота.
Помощник главы региона также напомнила, что в Иркутской области действует подпрограмма «Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами на 2014–2018 годы». В ее рамках в 2015 году на профилактику наркомании было выделено 44,8 млн рублей, на 2016 год предусмотрено 48 млн рублей. С помощью этих средств, в том числе, финансируется деятельность Центра реабилитации наркозависимых «Воля».
Также на сегодняшний день в 41-м муниципальном образовании области действуют свои целевые программы. Объем финансирования из местных бюджетов на профилактику наркомании в 2015 году составил 6,5 млн рублей.
Опыт Иркутской области по развитию региональных сегментов Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей в 2015 году был отмечен как положительный на уровне Российской Федерации. Объем финансирования из областного бюджета мероприятий в рамках этой системы в 2014–2018 годах составит 153,8 млн рублей. По данным на 1 января 2016 года, в Иркутской области действует 53 реабилитационных центра, из них три государственных, одна автономная некоммерческая организация и 49 религиозных.
Для оказания помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию в связи с употреблением наркотиков в регионе работает круглосуточный телефон доверия. В 2015 году на него поступило 2 тыс. 625 звонков.
Как сообщила Марина Горохова, итоговый доклад о наркоситуации в регионе будет представлен в марте. По предварительным данным, Иркутская область выйдет из предкризисной зоны. В регионе снизился уровень наркопотребления с 585,6 до 524 на 100 тыс. населения. Первичная заболеваемость сократилась с 24,9 до 18,9, показатели смертности – с 8,9 до 3,3 на 100 тыс. населения.
Нужно менять законодательство в лесной сфере
О мерах по обеспечению правопорядка в лесной сфере на заседании правительства доложил Денис Удалов, заместитель руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области.
По итогам 2015 года на территории Приангарья было заготовлено 34,2 млн куб. м древесины, что на 17% больше, чем в 2014-м. За этот период в регионе провели 17 тыс. 794 проверки лесопользователей и 7 тыс. 537 контрольно-рейдовых мероприятий. По результатам проверок выявлено 5 тыс. 547 нарушений лесного законодательства, в том числе 2 тыс. 993 случая незаконных рубок. Объем нелегально вырубленной древесины составил 670 тыс. куб. м, лесному фонду Иркутской области причинен ущерб в размере 3,5 млрд рублей.
По 2 тыс. 890 фактам незаконных рубок материалы направлены в следственные органы. Привлечены к уголовной ответственности 718 человек. По 100 фактам составлены протоколы об административных правонарушениях.
В рамках мероприятий по пресечению нелегальной заготовки древесины в регионе организовано патрулирование, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов, а также с привлечением общественных организаций. Агентством лесного хозяйства Иркутской области организованы и проведены межведомственные операции «Ель» и «Лесовоз». Большую роль в борьбе с черными лесорубами по-прежнему играет стационарный контрольно-пропускной пункт «Падь Топка». Под руководством Рослесхоза продолжается работа по созданию единой базы данных движения круглых лесоматериалов. Совместно с Федеральной налоговой службой выявляются серые схемы легализации незаконно заготовленной древесины, факты необоснованного возврата НДС.
Денис Удалов отметил, что во многом борьбе с черными лесорубами мешает несовершенство законодательства. К примеру, конфискация древесины и транспорта, которым ее перевозят, законом предусмотрена, но на практике невозможна – водители лесовозов не являются владельцами ни машин, ни транспортируемого сырья.
Не дает должного эффекта и космический мониторинг – съемка проводится в июле-сентябре, а материалы приходят в течение полугода. Таким образом, установить виновников незаконных рубок оказывается невозможно. На заседании было предложено сократить сроки дешифрирования космоснимков и обработки полученных данных до одного месяца.
В перечень предложений также вошли разработка государственной программы по оснащению федеральных государственных лесных инспекторов средствами связи, транспортом, форменным обмундированием, спецсредствами, беспилотными летательными аппаратами типа «квадрокоптер»; организация работы оперативного штаба по мониторингу ситуации в лесной сфере и координации деятельности, направленной на борьбу с незаконной заготовкой древесины.
Кроме того, представители прокуратуры области, транспортной прокуратуры региона и Агентства лесного хозяйства пришли к выводу о необходимости принятия областного закона о пунктах приема и отгрузки древесины. Напомним, что такой закон действовал в Приангарье, но летом 2015 году утратил силу в связи с поправками в Лесной кодекс РФ и введением Единой государственной автоматизированной системы учета древесины (ЕГАИС).
Губернатор Приангарья Сергей Левченко одобрил все внесенные предложения. Также глава региона поручил подготовить законодательные инициативы по изменению Лесного кодекса РФ и обратиться к депутатам Государственной думы от Иркутской области с просьбой пролоббировать принятие поправок.
Сергей Левченко заявил и о необходимости возобновления работы межведомственной комиссии по координации деятельности в борьбе с незаконной заготовкой древесины. В ее состав должны войти представители исполнительной и представительной ветвей власти региона, прокуратуры, полиции, Следственного комитета, налоговой службы, таможенных органов, Россельхознадзора, Ростехнадзора, ОАО «РЖД», органов местного самоуправления.
Одна из основных задач, поставленных перед комиссией губернатором Иркутской области, – урегулирование деятельности пунктов сбора и отгрузки древесины. Сейчас на территории области действует около трех тысяч таких пунктов, в том числе 612 железнодорожных тупиков. Осуществлять должный контроль за таким количеством точек приема лесоматериалов нереально. В Иркутской области собираются использовать опыт, наработанный западными соседями: в Красноярском крае за несколько лет количество таких перевалочных пунктов сокращено до 24. Работа будет вестись двумя путями: комиссия методом проведения комплексных проверок будет выявлять нарушения в работе пунктов и готовить предписания на их закрытие, а власти области, совместно с ВСЖД, подготовят инфраструктуру для создания нескольких лесоотгрузочных хабов, которые придут на смену мелким пунктам.