Районы, кварталы, жилые массивы
Каким архитекторы видят современный облик Иркутска?
Столица Приангарья должна сохранить историческое наследие разных периодов и одновременно стать удобным и современным городом. К такому выводу пришли участники круглого стола «Архитектурный облик Иркутска».
Идти путем Парижа
– На мой взгляд, Иркутску нужно в своей градостроительной политике идти путем Парижа, а не Шанхая, который сначала снес всю историческую застройку, а теперь думает, как бы ему вернуть самобытность, – начала дискуссию иркутский архитектор, вице-президент Союза архитекторов России Елена Григорьева. – В Париже есть историческое «сердце» с известными на весь мир улицами и зданиями, а новый центр мегаполиса и пригороды развиваются с учетом особенностей этих территорий.
По словам Елены Григорьевой, историческое наследие Иркутска нужно беречь, как сокровище, тем более что памятники занимают всего лишь 4% территории города.
– Непохожесть Иркутска на другие города важна для жителей, туристов и инвесторов, – считает один из авторов проекта «Иркутские кварталы» Алексей Козьмин. – Мне бы не хотелось, чтобы он стал мегаполисом. Мы должны поддерживать облик настоящего сибирского города, где деревянная и каменная историческая застройка сочетается с современными зданиями.
Заслуженный архитектор России, профессор Марк Меерович подчеркнул, что Иркутск должен сохранить историческую застройку разных периодов, включающую сталинские дома, объекты конструктивизма и многоэтажки архитектора Павлова. А начальник управления архитектуры и градостроительства Иркутска Инна Кондратьева заверила, что именно эти направления сейчас прорабатываются администрацией города.
Кто ж его посадит, он же памятник!
Другая актуальная тема архитектурного будущего Иркутска – наполнение городской среды скульптурными композициями. По мнению специалистов, в этой области существует две проблемы: уместность монумента и его художественные качества.
На сегодняшний день, по словам Инны Кондратьевой, идет проработка места установки трех скульптур. Памятник Михаилу Сперанскому должен появиться в сквере им. Кирова, который ранее был площадью и носил имя графа. Споры возникают вокруг монумента почетному гражданину Иркутска – Николаю Салацкому, ведь точку его установки возле здания Евразийского лингвистического института архитектурно-художественный совет города забраковал. Для третьей скульптурной группы «Байкал – Ангара – Енисей» всемирно известного художника Даши Намдакова тоже пока не могут определить место. Одни хотят видеть монумент на набережной Ангары, другие – в микрорайоне Солнечный.
– Нужно обратить внимание на высокое качество и уместность скульптур, – отметила Елена Григорьева. – Из появившихся за последние годы в Иркутске, по пальцам можно перечислить достойные памятники. Между тем скульптура – это, прежде всего, произведение искусства. С уместностью тоже все понятно, если иметь в виду Бабра на стрелке 130-го квартала, или прекрасный памятник Гайдаю и его героям, который почему-то появился возле цирка, а не на бульваре, названном именем этого режиссера. Еще, на мой взгляд, недопустимо ради постановки памятника уничтожать деревья. Я имею в виду скульптуру пожарным возле филармонии. Ведь каждое дерево в историческом центре – великая ценность.
Марк Меерович, напротив, выступил за разумное ослабление контроля за появлением новых скульптур.
– К примеру, в Германии школьники на уроках краеведения получают задания изучить историю конкретного района и выявить знаковые события. На уроках труда они разрабатывают дизайн памятника, а затем общественность ищет спонсоров для реализации лучших проектов. На мой взгляд, это существенно улучшает качество среды, – считает Марк Меерович.
Пример успешной регенерации
Другим важным аспектом развития города, по мнению специалистов, станет система общественных пространств, которая должна пронизывать весь город. Острую потребность в таких территориях доказал 130-й квартал, который сегодня не только стал публичным центром Иркутска, но и изменил отношение к деревянной архитектуре. Продолжить это успешное начинание может проект «Иркутские кварталы».
– Напомню, изначально на месте 130-го квартала должен был стоять административно-жилой комплекс с двумя-тремя памятниками, – отметил Марк Меерович. – Но построенный квартал кардинальным образом поломал общественное, административное и бизнес-сознание. Предприниматели, которые приобрели в нем недвижимость, окупили ее мгновенно и продолжают получать колоссальные доходы. Кроме того, люди захотели реставрировать деревянные дома под жилье.
– 130-й квартал – это уникальный пример для страны, – подчеркнул Алексей Козьмин. – Я часто бываю на различных конференциях и форумах, и вижу, как люди из других городов – научные сотрудники, архитекторы – в своих докладах приводят его как пример успешной регенерации исторической среды центра города. Причем многие из них в Иркутске не были ни разу. Кроме того, этот проект уже пытаются тиражировать.
По мнению автора проекта 130-го квартала Елены Григорьевой, главное сегодня – перестать заполнять все пустующие места – по ее информации, в квартале уже 15 самостроев.
Подводя итоги круглого стола, участники сошлись во мнении, что в ближайшее время из исторического центра должна исчезнуть реклама, незаконные постройки, недостроенные объекты, свалки и неопрятные пустыри. А вместо них нужно предусмотреть зеленые зоны, пешеходные улицы, интересные современные здания и новые благоустроенные участки набережной Ангары.