Поминальная легенда
Пьесу Григория Горина вновь ставят в иркутском драмтеатре
В Иркутском драматическом театре им. Н.П. Охлопкова спустя 18 лет вновь ставят легендарный спектакль «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина. Премьера в постановке режиссера, заслуженного деятеля искусств России Олега Пермякова, состоится 3 марта. За месяц до нее в театре провели церемонию передачи спектакля от прошлого состава – новому.
Напомним, в постановке, с которой иркутский драмтеатр объездил всю Россию и многие зарубежные страны, в роли Тевье-молочника блистал народный артист Виталий Венгер. Спектакль стал его бенефисом в 148-м театральном сезоне. Спустя восемь лет постановку пришлось снять с репертуара из-за болезни исполнителя главной роли. Дело в том, что образ Тевье-молочника получился у Виталия Венгера настолько пронзительным, что, казалось, последующие исполнители вряд ли выдержат сравнение с мастером сцены. За роль Тевье в 2001 году Виталий Венгер получил премию «Лучшая мужская роль» Первого фестиваля сибирских театров «Сибирский транзит». В этом году театр решил рискнуть и вновь поставить пьесу, тем более что народный артист России сам благословил режиссера, исполнителей нового состава и будущего Тевье-молочника – заслуженного артиста России Степана Догадина.
– Спектакль появился в репертуаре благодаря директору театра Анатолию Стрельцову, – рассказывает Виталий Венгер. – Помню, мы сидели у него в кабинете накануне какого-то юбилея, и он мне сказал: «Послушай, Константинович, поищи для себя какой-то объемный материал, который ты, может быть, давно хотел сыграть». Но я ничего не нашел, и он мне предложил главную роль в «Поминальной молитве» Горина. Тогда я вспомнил, что когда-то в Москве с отцом видел этот спектакль с легендарным Соломоном Михоэлсом. Я, конечно, мало что помнил – возраст был не тот, но ощущение осталось. Так благодаря Анатолию Андреевичу случилась эта постановка. И мне хочется пожелать новому составу вдохновения и успеха. Вы встречаетесь с совершенно потрясающей драматургией, поэтому работайте с предчувствием праздника.
Кстати, Степан Догадин также был занят в старом составе, правда, в другой роли.
– Я играл Федьку-писаря, и мне, маститому артисту – я в то время уже пять лет проработал в театре – хотелось чего-то помасштабнее, – признается он. – Но потом я втянулся в эту историю и получал огромное удовольствие. Сейчас хоть и дорос до роли Тевье, но, честно говоря, пока не представляю, как это у меня получится.
В основе пьесы Григория Горина лежит повесть «Тевье-молочник» и другие произведения еврейского писателя и драматурга Шолом-Алейхема. Неправильным было бы упростить спектакль до повествования о судьбе евреев, гонимых из своих деревень в начале XX века. На самом деле, это пронзительная пьеса на все времена о людях разных национальностей, которых разделяют традиции, культура, язык, вероисповедание, но объединяют любовь, дружба и сочувствие. Впрочем, режиссер Олег Пермяков обещает, что зрители увидят не совсем ту историю, что была поставлена им в 1998 году.
– Всех персонажей играют новые актеры, а это другое понимание героев. К тому же время, в котором мы живем, диктует иные ритмы, условия и человеческие взаимоотношения, – отметил он.
На встрече помимо напутствий также состоялась и передача талисманов от старых исполнителей новым. Например, народная артистка России Наталья Королева, которая сыграла в прошлой постановке Голду – жену Тевье, передала Анастасии Пушилиной текст своей роли.
– Роли нам печатали на очень плохой бумаге, с непонятным шрифтом, но это не помешало мне вжиться в образ Голды, – вспоминает Наталья Королева. – На полях у меня есть очень важные замечания. Мы работали в этом спектакле весело, правда, с Венгером иначе не бывает – либо вспышки гнева, либо анекдоты.
Артистка Татьяна Двинская исполнила в спектакле роль дочери Тевье и Голды – Цейтл, влюбленной в бедного портного Мотла. В премьерной постановке этот образ воплотит на сцене артистка Екатерина Константинова.
– Я перелистнула страницы своих спектаклей и поняла, что это была последняя юная лирическая роль, которую я играла, – рассказала Татьяна Двинская. – Думаю, моя героиня – бунтарка, которая сдвинула какую-то основу еврейской семьи. Поэтому, Катя, тебе нужно очень много психофизических сил на эту роль, и я желаю тебе успеха.
Сам режиссер Олег Пермяков признался, что он с большим трепетом подходит к постановке:
– Я рад вновь встретиться с коллективом иркутского драмтеатра, настолько профессионально открытым, что это редко где встретишь. На каждой репетиции я получаю заряд счастья. Хочу подчеркнуть, что Степан Догадин за эти годы вырос в крепкого мастера, и это будет другой Тевье. Исполнительница роли Голды Анастасия Пушилина тоже вживается в образ. Самое важное, что у вас потрясающий коллектив, а в профессии актера человеческие отношения – это тоже профессионализм. Ведь когда актеры выходят на сцену, зрители получают от них информацию, и наша цель – передать им чувство любви, доброты и стойкости перед жизненными невзгодами.