Экологический мозговой штурм
В Иркутске ОНФ впервые проведет масштабную конференцию по проблемам экологии
Правовое регулирование и законодательные инициативы в природоохранной сфере, способы противостояния черным лесорубам, эффективные методы борьбы с лесными и торфяными пожарами, проблемные вопросы хозяйственной и туристической деятельности на Байкале. Такова основная тематика конференции по проблемам экологии и защиты леса, которая пройдет в Иркутске 25 февраля. Ее организатором выступил центральный штаб Общероссийского народного фронта.
В мероприятии ожидается участие около 300 экспертов из федерального центра, Сибири и Дальнего Востока. Столь масштабного экологического форума в Прибайкалье ранее не проводилось. О своем видении работы конференции рассказали некоторые ее участники.
Сергей Апанович, координатор региональной группы Центра общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса:
– Решение провести в Иркутске эту конференцию принял центральный штаб ОНФ. Участниками мероприятия станут экологи, гражданские активисты, федеральные и региональные эксперты ОНФ по вопросам защиты леса Сибири, Дальнего Востока, представители профильных министерств и ведомств, правоохранительных органов, региональных властей, журналисты. В рамках конференции запланирована работа четырех площадок: «Защита леса», «Экология Байкала», «Экология, экономика и промышленность», «Гражданские инициативы и информационные технологии в экологии». Там будут обсуждаться разные актуальные темы, будь то законодательные инициативы в природоохранной сфере или эффективные методы борьбы с торфяными и лесными пожарами. Затем участники соберутся на пленарном заседании. По его итогам будет подготовлена резолюция, которая станет основой для общественных предложений по решению проблем в сфере защиты леса в стране в целом и экологии Байкальского региона в частности. Эти инициативы будут направлены профильным органам власти. Отмечу, что итоговое решение байкальской конференции ляжет в основу общественного доклада. Его представят лидеру Общероссийского народного фронта Владимиру Путину в преддверии 2017 года, который объявлен Годом экологии. Кстати, 25 февраля заседания групп общественного мониторинга ОНФ по экологическим проблемам пройдут в 60 регионах России.
Игорь Бычков, директор Института динамики систем и теории управления СО РАН, доверенное лицо В.В. Путина:
– В рамках работы площадки «Экология Байкала» предлагается рассмотреть достаточно широкий спектр самых актуальных вопросов, которые на сегодня поставлены как самим Байкалом, так и научной, и гражданской общественностью. Первое – это эвтрофикация Байкала, на самом деле есть существенные изменения экосистемы в прибрежной, так называемой заплесковой зоне. Связывают это с распространением нитчатой водоросли спирогиры, которая всегда присутствовала в Байкале. Но сейчас ее объемы катастрофически превышают те, что были ранее.
Беспокоит состояние очистных сооружений на Байкале, из 29 ОС более-менее работают два. По оценке лимнологов, как таковых эффективно работающих очистных в соответствии с необходимыми показателями в центральной экологической зоне Байкала вообще нет. То, как это влияет на процессы эвтрофикации озера, еще нужно обсудить, но очевидно для всех, что очистные как на Байкале, так и в других территориях, должны работать в соответствии с установленными параметрами. Мы этого должны добиваться.
Важный момент, который мы подробно обсуждаем, – это вопросы строительства гидротехнических сооружений на реке Селенге и ее притоках. Сегодня наши монгольские друзья, развивая свою экономику, испытывают существенный недостаток в электроэнергетике, причем не в объемной, а специфической, для покрытия пиковых потребностей, которые на сегодня наиболее оптимальным образом реализуются с помощью ГЭС. Мы понимаем, что необходимо комплексно проработать вопрос, насколько строительство этих гидротехнических сооружений скажется на экологии Селенги и Байкала. Мировое сообщество прислушалось, в частности, Всемирный Банк, ЮНЕСКО, и сегодня приостановлено строительство Шурэнской ГЭС на Селенге. Сейчас «Росводресурсы» находятся на стадии объявления конкурса о проведении работ в этом направлении. Они заказывают научно-исследовательскую работу по изучению влияния строительства ГЭС в Монголии на экосистему озера Байкал и дельты Селенги. Работа рассчитана на два года, начаться она должна уже в 2016 году, предположительный бюджет – 20 млн рублей.
На Байкале стоит выстроить новый мониторинг экосистемы. Обсуждая тему с биологами, лимнологами и другими учеными, я пришел к мнению, что сегодня мониторинг Байкала явно недостаточен. Есть возможность на кораблях научного флота проводить экспедиции, но это можно сделать всего несколько раз в сезон, водолазы тоже не могут постоянно работать под водой. Мы как будто на уровне ХVIII века наблюдаем за губками, водорослями. А нужен совершенно иной подход. Следует проводить массовые изменения параметров. Есть необходимость внедрения датчиков, которые бы в постоянном онлайн-режиме собирали информацию о температуре, солености, pН, о содержании вредных веществ в воде, и прочее. Это поможет объективнее соотносить, насколько те или иные события, которые произошли на Байкале, повлияли на его экологию. И таких датчиков должно быть не десять, не сто, а тысячи.
Татьяна Калихман, ведущий научный сотрудник Института географии им. Сочавы СО РАН, доктор географических наук:
– На конференции ОНФ будет обсуждаться вопрос сохранности скального останца Старая Крепость и создания особо охраняемой природной территории на Олхинских скальниках. Официально было объявлено, что нет средств на подготовку обоснования по организации природного парка «Витязь». Сейчас представителями разных организаций и движений сформирован общественный совет по этой проблеме. На последней встрече мы решили, что начнем делать проект обоснования за собственные средства. Тем не менее есть официальные процедуры, которые требуют финансовых вложений. Это государственная экологическая экспертиза, общественные слушания, получение статистических сведений из официальных органов. Мы надеемся, что все равно найдем средства для этих целей, тем более, что они не такие уж большие.
Мы настаиваем на том, чтобы в проектируемую особо охраняемую природную территорию была включена Старая Крепость, на которой дважды предпринимались попытки разработки месторождения розового гранита. Прокуратура ранее сумела доказать в Слюдянском районном суде, что ЗАО «Дорожник» проводило работы на скальнике с нарушением законодательства. Сейчас надзорное ведомство будет оспаривать уже в Арбитражном суде право предприятия на пользование недрами на южном участке Олхинского плато.
Почему мы требуем того, чтобы Старая Крепость вошла в будущий природный парк? Из всех скальников это самый доступный, с точки зрения транспортной инфраструктуры, здесь можно развивать туризм для людей с ограниченными возможностями, пожилых, детей.
Марина Григорьева, предприниматель, активист ОНФ:
– Всем нам небезразлично, где и как мы живем и что оставим детям. Поэтому ОНФ поднимает вопросы сохранности зеленой зоны вокруг Иркутска. Активисты регионального штаба вышли на губернатора с вопросом о создании проекта «Зеленый щит». В 50-километровой границе города Иркутска предлагается прекратить всяческую рубку, восстановить и защитить эти леса, остановить выделение там участков, перевод федеральных земель лесного фонда в другие категории. Мы надеемся, что проект «Зеленый щит» получит поддержку региональной власти потому, что ситуация на сегодня непростая. Люди, живущие в сельской местности, не могут получить участок для рубки дров, а леса там уже практически не осталось, и они вынуждены проводить рубки даже в границах населенных пунктов. Это все выявили активисты ОНФ.
Лично мне на форуме хотелось бы обсудить вопрос границ водоохранной зоны, границ Центральной экологической зоны Байкала, как в них должен работать бизнес, как на самом деле нужно и можно развивать туризм, не нанося никакого вреда экосистеме озера. Очень хотелось бы услышать мнение ученых по этому поводу и прийти к какому-то взаимному решению данного вопроса потому, что в рамках сегодняшнего природоохранного и земельного законодательства развитие территории, на мой взгляд, невозможно.
Сейчас такое время, когда необходимо взаимодействовать ученым, бизнесу, правоохранительным органам. Меня лично привел на эту площадку тот факт, что с 2010 года садоводы СНТ «Труд ветерана» обращались в правоохранительные органы с вопросом, на каком основании в садоводстве, которому 30 лет, практически в береговой полосе был вырублен лесок, и там возводятся монументальные строения в пяти-восьми метрах от уреза воды.
С 2011 года их обращения просто уходили в никуда, были отписки, что нет оснований для проверки. И только когда активисты штаба ОНФ подключились к решению проблемы, мы увидели, что «машина» заработала. Начались судебные разбирательства по данному вопросу, они, правда, идут уже более полугода, но радует, что это все-таки происходит.