Иркутские офтальмологи провели уникальную операцию цирковому медвежонку
История годовалого циркового медвежонка Марты облетела всю страну. Малышку, страдающую врожденной катарактой глаз, прооперировали иркутские офтальмологи. Спустя две недели после операции доктора, осмотрев пациентку, подтвердили успешность проведенного уникального хирургического вмешательства.
Ветеринары теперь в Иркутском цирке частые гости. Через день осматривают годовалого медвежонка Марту. А вот врач-офтальмолог, кандидат медицинских наук, заведующая хирургическим отделением иркутского филиала МНТК Марина Шантурова решила навестить пациентку только спустя две недели после того, как провела уникальную операцию.
– Раньше просто не было смысла, – объясняет она. – Медвежонок находился под постоянным наблюдением ветеринаров. Они по телефону рассказывали мне о его состоянии. Сейчас все швы зажили, опухоль спала, и, значит, можно спокойно провести необходимую диагностику.
Начальник косолапой пациентки, заслуженный артист России, руководитель аттракциона «Медведи-канатоходцы» Александр Иванов выводит на арену Марту. Медвежонок, недовольно ворча, позволяет докторам обследовать свои глаза.
– Все замечательно. Состояние глаз прекрасное. Проблем никаких нет, – констатирует Марина Анатольевна.
Специалист Иркутской станции по борьбе с болезнями животных, кандидат ветеринарных наук Екатерина Карпова объявляет свой вердикт:
– Поведение животного меня удовлетворило. Медвежонок видит прекрасно, реагирует на предметы, движения. Выступать Марте можно, но перечень нагрузок еще следует ограничить.
Марта, вырвавшись из рук врачей, с удовольствием бежит к ярким игрушкам.
– Я понял буквально в первый же день, что результат операции прекрасный, – рассказывает Александр Иванов. – Марта стала сразу реагировать на те вещи, которые раньше просто пропускала. Теперь она видит меня издали, как только я подхожу к клеткам. Сразу встает на задние лапы и ждет угощения. На репетициях ведет себя активнее, живее, охотнее выполняет команды.
Доктора просят дрессировщика покидать медвежонку мячи. Марта, как заправский вратарь, цепко хватает каждый. Быстро поворачивается, догоняет пущенные в сторону. Услышав аплодисменты, встает на задние лапы, раскланивается и тут же требует награды.
Приласкав любимицу, хозяин отпускает медвежонка отдыхать. Ей нужно набраться сил перед вечерним выступлением.
– Я работаю с медведями 40 лет, но в моей практике подобного не было – видеть, как оперируют одновременно два глаза маленькому годовалому мишке. Даже не верится, что все уже позади. Вы сотворили настоящее чудо! – благодарит московский артист врачей.
– И для нас это было впервые, – улыбается в ответ Марина Шантурова. – Мы работали хорошей командой – ветеринары из городской клиники и анестезиологи. Искусственный хрусталик идеально подошел, красиво раскрылся. Мы даже не ожидали, что все пройдет так удачно. Хотя перед операцией я очень переживала – по ночам одни медведи снились. Во сне вспоминала их размеры, особенности, думала, все ли мы правильно подготовили?
Ситуация осложнялась тем, объясняет офтальмолог, что в медицинской литературе практически нет данных о строении медвежьих глаз, их анатомических особенностях. А когда идешь на операцию, не имея полной информации, это всегда страшно.
– Мы оперировали, затаив дыхание, потому что те источники, которые нам удалось разыскать, говорили о том, что у медведя очень плотный хрусталик, а значит, операцию не удастся сделать тем способом, которым мы планировали, – вспоминает Марина Анатольевна. – Повезло, что Марта – маленькая, у нее глазки как у ребенка. Хотя с некоторыми трудностями все же пришлось столкнуться. Действительно, передняя капсула хрусталика оказалась куда плотнее, чем у человека, и ее пришлось очень долго рассекать. Людям эту процедуру проводят быстро – достаточно одного движения, а здесь пришлось попотеть! Еще удивило, что у такого большого зверя такие маленькие глазки. Перед операцией мы ультразвуком измерили длину глаза, и она оказалась меньше, чем у младенца.
Напомним, уникальная операция по удалению катаракты цирковой медведице прошла в Микрохирургии глаза имени академика С.Н. Федорова 13 февраля. Артистке цирка вставили в оба глаза искусственные хрусталики, которые обычно ставят людям. Длительность операции составила около полутора часов.
Проблемы со зрением были у медвежонка с рождения. Марта различала только свет и тень, а при ярком свете смутно видела движения. Но из-за того, что глаза долгое время продолжали формироваться, операция стала возможной лишь после того, как Марте исполнился год. Если бы ей не удалили катаракту, зверь совсем скоро ослеп бы окончательно. Сейчас она совершенно изменилась: у нее масса новой информации и впечатлений.
– Сразу после операции многие спрашивали – есть ли вероятность того, что, получив человеческие хрусталики, медведица будет видеть мир как человек – в цвете и объемно, – рассказывает Марина Анатольевна. – Это, конечно, абсурд. Хрусталик не меняет цветовосприятие, поэтому байка про «человечий взгляд» – выдумка.
На вопрос, готовы ли иркутские офтальмологи и дальше практиковать оперативные вмешательства у братьев наших меньших, Марина Анатольевна заразительно смеется:
– Думаю, мы все-таки будем лечить в первую очередь людей. Но если нас попросят помочь кому-нибудь еще, думаю, не откажемся, потому что опыт есть, и, надеюсь, хороший. Знаете, два года назад на день рождения мне подарили медвежонка. Я недоумевала – вроде уже не ребенок, зачем мне эта игрушка? А теперь поняла – это был знак.