Опера о прозрении
В Иркутской филармонии спели «Иоланту»
Любимая опера Галины Вишневской и «лебединая песня» Петра Чайковского в этом жанре – в Иркутске 27 февраля впервые исполнили «Иоланту». Небольшая опера-сказка о слепой девушке на сюжет драмы датского поэта Генрика Герца «Дочь короля Рене» вызвала восторг зрителей. Концертное исполнение произведения – совместный проект Центра оперного пения Галины Вишневской и Иркутской филармонии – состоялся при поддержке правительства Приангарья в рамках VII областного молодежного фестиваля «Музыка без границ».
– В этом году 25 октября мы отмечаем 90-летие со дня рождения великой русской оперной певицы Галины Вишневской, – рассказал заместитель художественного руководителя по общим вопросам Центра оперного пения Вадим Тынчеров. – Нам очень приятно, что программу юбилейных событий мы начинаем именно в Иркутске исполнением любимой оперы Галины Вишневской «Иоланта». Мы выражаем признательность губернатору Иркутской области Сергею Левченко, благодаря поддержке которого состоялось это выступление.
Совместное исполнение оперы солистами Центра оперного пения Галины Вишневской и Губернаторского симфонического оркестра Иркутской филармонии собрало полный зал. «Иоланта» стала настоящим подарком для ценителей этого вида искусства не только благодаря потрясающим вокальным партиям и музыкальным достоинствам произведения. Несмотря на отсутствие декораций, зрители смогли полностью погрузиться во все коллизии оперы.
– Когда мы привозим концертное исполнение оперы, мы все равно стараемся сохранить драматургический рисунок спектакля, чтобы были видны взаимоотношения героев, – подчеркнул дирижер Центра оперного пения Галины Вишневской Ярослав Ткаленко. – В этот раз мы практически представляем полноценный спектакль, ведь иначе эту удивительно сложную по музыкальной драматургии оперу не спеть.
В Иркутск ставить пронзительную историю о любви, которая открывает путь к свету, приехали 16 солистов. У дирижера и оркестра было всего три дня на репетиции, а певцы впервые исполнили свои арии на сцене филармонии накануне. Однако это не помешало на премьере выступить единым ансамблем.
Кстати, впервые «Иоланту» именно в этой редакции поставили в Центре оперного пения Галины Вишневской в 2007 году, и спектакль сразу был удостоен золотого диплома на фестивале московских театров как лучшая оперная постановка. В последние четыре года опера не шла на сцене и была возобновлена в 2015 году специально к юбилею Галины Вишневской. Постановку осуществил главный дирижер Королевской фламандской оперы, Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» и Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Дмитрий Юровский. В связи с этим в оперу ввели новых солистов, в том числе и главных героев.
Для исполнительницы роли Иоланты – Екатерины Петровой – это первая большая сольная партия:
– Партия Иоланты интересна вокально, музыкально и драматургически, – отметила она. – В образе моей героини много граней, но все же когда работаешь над ролью, проникаешь в ее суть и еще больше узнаешь себя. У меня немало похожих черт с главной героиней. Иоланта – очень глубока душой, она не жалеет себя и очень любит людей вокруг и жизнь.
Роль возлюбленного Иоланты – Водемона – исполнил Петр Сизов. По словам дирижера Ярослава Ткаленко, найти тенора, который бы справился с этой партией Водемона, – большая проблема для любого театра. Однако Центр оперного пения Галины Вишневской смог подготовить певца такого уровня.
– Моя жизнь в этом спектакле началась восемь лет назад, когда я только поступил в центр, – рассказал Петр Сизов. – Я как любой амбициозный молодой солист очень хотел спеть Водемона, но было рановато, и я исполнял другую партию. Когда меня пригласили на эту роль в возобновленный спектакль, я был очень рад. Тем более что я знаю, как трепетно относилась к этой опере Галина Павловна, поэтому петь в ней для меня большая честь.
В конце вечера зрители благодарили музыкантов бурными овациями. Финал оперы был исполнен на бис.