Погружение в предмет
В Усть-Илимском лицее дети учатся самостоятельно
Вместо классов – разновозрастные группы, вместо уроков – погружения в предмет, вместо учителей – организаторы учебной деятельности. По такому принципу работает Усть-илимский экспериментальный лицей. О перспективах необычного образовательного процесса мы беседуем с директором лицея Муссой Батербиевым.
– Мусса Мазанович, в чем основное отличие вашего лицея от традиционной школы?
– У нас дети учатся сами. Учителя только мотивируют, направляют и помогают. Знания – это то, что человек зарабатывает сам. Чужими знаниями никто воспользоваться не может. Если даже вы мне попытаетесь передать свои знания, я их должен пропустить через себя, сделать их своими и лишь потом использовать. То культурное наследие, которое хранит человечество, я не могу через себя пропустить целиком, я выбираю только то, что мне подходит. И считаю, что я это освоил.
– Какова суть разновозрастного обучения?
– Образование должно быть подобно жизнеустройству общества. К примеру, вся жизнь человека протекает в разновозрастных коллективах, во взаимодействии с людьми разного возраста. Образовательный же процесс организован в одновозрастных классах. Почему мы на 10 лет лишаем ребенка опыта разновозрастного общения, а в 11-м классе лихорадочно пытаемся его социализировать? В таких условиях и темпах социализация не происходит, потому что ребенок отучился общаться с людьми разного возраста, занимать свою нишу в обществе. В разновозрастном коллективе, если я младший, я четко понимаю, что должен вести себя в соответствии с этим статусом. Изменяется статус – изменяется и поведение. И старший должен вести себя как старший – опекать младших, помогать. Опыт, который дети приобретают в разновозрастном коллективе, потом переносится в трудовую, семейную жизнь. Кстати, разновозрастные группы позволяют реализовать деятельностный подход, который лежит в основе современного обучения согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
– Как проходят уроки в таких необычных классах?
– Исследования показывают, что непосредственное общение учителя и ученика по теме урока может длиться не более шести минут. Как правило, у ребенка после этого возникает масса вопросов. В обычной школе учитель может на них не ответить, следуя четкому плану урока. Разновозрастные учебные коллективы позволяют создать оптимальные условия для диалога: младший в любой момент может спросить у старшего. Для старшего же ответить ему – не трата времени, а плюс в развитии. Почему? Тот, кто смог что-то объяснить другому человеку, сам усваивает этот материал на 100%. Таким образом, усвоение знаний, их применение на практике имеет еще и социальную функцию.
В разновозрастной учебной группе совместно обучаются дети трех возрастов – по семь-восемь человек от 7-х, 8-х, 9-х классов. Второй наш вариант – двувозрастные группы: 5-е–6-е и 10-е–11-е классы.
– Какая в лицее система оценки знаний учащихся?
– У нас зачетная и почти 500-балльная система оценивания уровня усвоения содержания образования. На зачет выносится 20 вопросов. Применяются разные способы проверки знаний: письменно, через работу с компьютером, тестовое задание, устное собеседование. Есть специальная таблица, которая позволяет в соответствии с возрастом ребенка оценивать его результаты. Если 11-классник сегодня готовится к ЕГЭ, то и 10-классник готовится тоже. Старший повторяет содержание учебного материала младшего. А младший осваивает содержание учебного материала старшего. В итоге у нас достаточно высокие результаты ЕГЭ по Иркутской области: средний балл равен 68.
– Вы работаете по каким-то особенным учебникам?
– У нас те же самые учебники, что и в общеобразовательных школах. У каждого участника разновозрастной учебной группы есть набор учебников за три или два года. Авторские программы мы разрабатываем сами на основе традиционных. В результате ученики нашего лицея за год используют в учебе информацию сразу за три класса обучения.
– Ваша площадка экспериментальная. Где еще используется этот опыт?
– По нашей технологии работают школы Республики Бурятия и Забайкальского края.
– Вы приверженцы традиционной классно-урочной системы, или есть свой подход к вопросу временной организации обучения?
– Мы давно отказались от классно-урочной системы. В течение недели мы учим один предмет. Если идет неделя математики, то все это время дети будут изучать только эту дисциплину. Но чтобы математика не свела с ума, ее изучают вперемешку с такими предметами, как хореография, живопись, музыка. Установка на изучение математики в этот период главная и приоритетная, а отдыхать можно с помощью изучения уроков с творческим началом.
– Как стать учащимся вашего лицея?
– В первый класс принимаем на общих основаниях. После 4-го идет индивидуальный отбор, потому что в 5-х–6-х классах уже начинается углубленное изучение отдельных предметов. После 7-х–9-х классов опять отбор и так далее. Главным критерием для поступления является табель успеваемости ученика и его достижения. Всего у нас учатся 670 человек.
– Для учителей тоже отбор?
– Когда учитель приходит к нам, я предлагаю «вписать» ему свой предмет в нашу концепцию, ознакомившись с нею дома. Но 90% людей не возвращаются. 10%, которые вернулись, ничего не понимают. И я еще раз объясняю, например, учителю русского языка и литературы, что в лицее преподается интегрированный курс словесности вместо отдельных общепринятых предметов. Предлагаю посмотреть программы других учителей словесности. С теми, кто остается, некоторое время работают опытные наставники-преподаватели, пока человек не поймет систему и специфику нашей работы.
– Кто сейчас ваши выпускники? Какие предпочитают профессии?
– Наши выпускники на 90–95% – успешные люди. Среди них есть топ-менеджеры федерального уровня, бизнесмены, руководители подразделений государственных учреждений.
– Как давно вы занимаетесь разновозрастным обучением?
– С 1991 года. Сначала мы создали единственный в своем роде Усть-Илимский экспериментальный лицей, который в 2005 году получил статус лучшей школы России. В связи с его большой популярностью было принято решение о расширении. В 2012 году на базе лицея и средней школы № 10 создана новая общеобразовательная организация «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс».