Служба не трудна, и мошна не скудна…
Результаты проверки расходования бюджетных денег агентством лесного хозяйства, проведенной КСП, переданы в прокуратуру и следственные органы. Такое решение вынесла комиссия по контрольной деятельности ЗС под председательством Геннадия Нестеровича.
Трудно ожидать порядка от лесного ведомства, в котором за два последних года сменился добрый десяток руководителей. Выяснилось, что из 59 учреждений, учредителем которых выступает агентство, больше половины за последние два года не осуществляли свою деятельность. Меры по их реорганизации и ликвидации не принимались. Вместо этого распространена практика переименования недействующих учреждений с изменением, характера деятельности. Например, Усть-Ордынский лесхоз преобразован в автономное учреждение «ИркутскЛеспроект», хотя у агентства нет полномочий на ведение проектных работ в лесной отрасли.
В уставы ряда учреждений почему-то внесены несвойственные им функции. «Региональному лесопожарному центру» вменена в обязанность доставка к месту пожаров и вывоз обратно парашютистов, хотя этот вид деятельности закреплен за Иркутской авиабазой. Устав «Регионального центра восстановления» содержит пункт, предписывающий выполнение работ по тушению пожаров, хотя для этого он не наделен соответствующим оборудованием и призван заниматься только лесовосстановлением.
Бесконтрольность со стороны агентства привела к многочисленным злоупотреблениям в оплате труда. Вопреки нормам законодательства в трудовых договорах с руководителями подведомственных учреждений не определялись должностные оклады, виды и размеры компенсационных и стимулирующих выплат. Все отдавалось на откуп самим руководителям. В «Иркутской базе авиационной охраны лесов» надбавка за особо тяжелый труд выплачивалась в основном руководящему составу. Это кроме доплат за руководство, за материальную ответственность, за классность… Только одному замначальника по летной службе незаконно выплачено в 2015 году 266 тыс. рублей.
Аудиторы выявили также многочисленные нарушения при использовании имущества, переданного агентством в оперативное управление своим учреждениям. Объекты или переданы третьим лицам, или пустуют, хотя числятся на балансе. Поскольку с этого года отменены льготы по уплате налога на имущество для автономных и бюджетных учреждений, вопросы учета имущества приобретают особую актуальность.
Геннадий Нестерович отметил тенденцию к сокращению финансирования подпрограммы «Охрана, защита и воспроизводство лесов Иркутской области». Если в 2014 году из областного бюджета было направлено почти 302 млн рублей, в 2015 году – 248 млн рублей, то на 2016 год запланировано лишь 86 млн рублей. Более чем в два раза сократились и поступления из федерального бюджета: с 848 млн рублей до 332 млн рублей.
– Если бы оставить финансирование на уровне 2014 года и навести порядок с их расходованием, у нас бы, уверен, была совершенно другая картина и с тушением пожаров, и с их восстановлением, – отметил депутат.
В ходе проверки КСП использования межбюджетных трансфертов, предоставленных областным бюджетом за последние два года Аларскому району, выявилось нецелевое использование субвенций, выделенных в 2014 году на образовательную деятельность. 9,5 млн рублей, которые были перечислены областным министерством образования без реальной потребности муниципального района, были потрачены на частичное покрытие местного бюджета.
– С каких это пор министерство образования стало кредитной организацией? – съязвил Геннадий Нестерович. – Я бы порекомендовал министерству относиться более рационально к расходованию бюджетных денег.
Неправомерно была потрачена и еще одна субвенция, выделяемая на получение бесплатного дошкольного образования в детсадах. Хотя в связи с капитальным ремонтом Ангарского детского сада он был закрыт с мая 2014 года по сентябрь 2015 года, то есть больше года, весь персонал исправно получал заработную плату вместе с начислениями на нее. По мнению аудиторов, 1,4 млн рублей, которые были выплачены за это время, являются нецелевым использованием средств субвенции.
Много замечаний возникло и по проверке самого капремонта. Во-первых, строительные работы были завершены вместо сентября в декабре, а с подрядчика не была взыскана неустойка за нарушение сроков, а во-вторых, приняты и оплачены работы по благоустройству и озеленению, на 256 тыс. рублей превышающие сметную стоимость. Отклонения от контракта были обнаружены и при прокладке автодороги Корховская – Кутулик.
Рассмотрев итоги проверки использования межбюджетных трансфертов, предоставленных городу Свирску, члены комиссии признали, что в ряде нарушений повинна не только администрация Свирска, но и ряд областных министерств. Так, например, объемы субвенций на дошкольное образование были завышены на 5 млн рублей и не соответствовали единой методике распределения. А на капремонт автодороги сметной стоимостью почти в 90 млн рублей министерство строительства, дорожного хозяйства выделило в 2015 году лишь 6 млн рублей, назначив сроком окончания 2016 год. По мнению аудиторов, при таком мизерном финансировании срок, конечно, нереальный, говорящий лишь о распылении средств и отступления от принципов программно-целевого метода планирования.
Но не безгрешна и сама администрация города. Без проведения аттестации рабочих мест произведена выплата 820 тыс. рублей работникам образовательных учреждений за вредные и опасные условия труда. Неэффективно, по мнению аудиторов, использованы средства, выделенные городу по программе «Народные инициативы». Они пошли на приобретение торговых павильонов и оборудования для коммерческой организации, владеющей местным рынком. С одной стороны, подобное расходование субсидий не входит в перечень проектов «Народных инициатив», а с другой – павильоны и оборудование используется всего лишь три дня в неделю.
Первый заместитель мэра Свирска Алена Батуева заверила, что материалы проверки КСП проанализированы, проведены мероприятия по устранению выявленных нарушений. Члены комиссии приняли решение направить губернатору области письмо с просьбой обратить внимание на недочеты в работе областных министерств, обнаруженные в ходе проверки
Отметили аудиторы и отдельные нарушения, допущенные администрацией Большелугского муниципального образования Шелеховского района. Особенно она не жалеет денег по части выплат всевозможных надбавок: за выполнение особо важных и сложных заданий (иных здесь просто нет), за особые условия (!?) муниципальной службы, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного отпуска, материальной помощи, ежемесячной премии, а также премии по итогам работы за каждый квартал и за год. Таким образом, за последние два года чиновникам-труженикам начислено 767 тыс. рублей дополнительных выплат.