29.02.2016 07:15
Рубрики
Фильмы
Теги
#кино
29.02.2016 07:15

Сатанизм не пройдет!

«Затмение» (Regression) (18+), Испания, Канада, 2015

Режиссер: Алехандро Аменабар

В ролях: Итан Хоук, Эмма Уотсон, Дэвид Тьюлис, Давид Денсик

1990 год, заштатный американский городишко. 17-летняя Анджела Грей (Эмма Уотсон) сбегает из дома в местную церковь и заявляет в полицию на собственного отца-алкоголика. Но речь идет не просто о домашнем насилии: по словам Анджелы, ее папаша – член секты сатанистов, которые собираются по ночам и устраивают богомерзкие ритуалы с надругательством над несовершеннолетними.

Выслушав девушку, целеустремленный детектив Брюс Кеннер (Итан Хоук) приходит в ужас и гнев. Но он понимает, что без обращения к науке в таком специфическом деле не обойтись. Поэтому Кеннеру с самого начала помогает в его расследовании знаменитый психолог Рейнс (Дэвид Тьюлис), владеющий технологией регрессивного гипноза (вопреки названию, четверть века назад это был наипрогрессивнейший метод). Погруженные в такой гипноз подозреваемые раскалываются один за другим. По всему выходит, что городок действительно окутан зловещей сатанинской сетью. А тут еще самого детектива начинают преследовать кошмарные видения…

Самый интересный современный испанский режиссер – это, конечно, давно уже не Карлос Саура и даже не Педро Альмодовар, а 43-летний Алехандро Аменабар («Открой глаза», «Другие», «Море внутри»), каждая новая работа которого моментально приобретает статус международного хита, да еще и объективно развивает киноязык. Притом спектр жанров, к которым обращается режиссер, отнюдь не ограничивается подвидами постылой драмы – в небольшой фильмографии Аменабара нашлось место и молодежному триллеру, и фильму ретроужасов, и мелодраме, основанной на реальных событиях.

Однако новейшее «Затмение» – это как раз такое кино, которого от Аменабара можно было ожидать: с отдаленно похожих работ он начинал свою карьеру. И одновременно с тем «Затмение», увы, пока что самый невыразительный фильм Алехандро. Тем не менее и здесь испанец сумел проявить себя как автор-творец, а не рядовой пересказчик расхожего сюжета; как интерпретатор освоенного им материала, а не просто человек, этот материал изучивший.

«Затмение» не то чтобы основано на реальных событиях – скорее навеяно ими: по такому же принципу Алексей Балабанов писал и снимал свой «Груз 200». Ну а где реальные события, туда, понятно, нет хода никакой мистике. Это не может не разочаровывать именно в случае Аменабара, лучшим фильмом которого был и остается изумительный триллер о привидениях «Другие» (2001).

Однако Алехандро неспроста взялся на этот раз за столь прозаичные материи: тоталитарные секты, массовое оболванивание обывателей, помешательство на почве религии. Разумеется, у Аменабара (а он из тех редких режиссеров, которые всегда сами выбирают, что снимать, и сами же пишут сценарии) были на это причины в виде определенных идей, в соответствии с которыми он решил изобразить нравы штатовской глубинки и обычаи доморощенных дьяволопоклонников.

И результаты свежего взгляда на столь замусоленные кинематографом вещи довольно-таки впечатляющие. Режиссера, конечно, можно обвинить в тенденциозности, как любого, кто, описывая более или менее подлинные события, не довольствуется сухим изложением фактов, а еще и выражает свое отношение к ним. Аменабару легко приписать скептицизм, антиамериканизм, атеизм. Но зато и несуразиц да небылиц, свойственных голливудским фильмам аналогичной тематики, в «Затмении» вы не найдете. Фильм именно идейный, и реакция на него будет зависеть от зрительского мировоззрения или его отсутствия.