Семена с… «нагрузкой»
Опасны для садоводов и огородников
Качество семенного посадочного материала год от года становится более низким, говорят эксперты Россельхознадзора. Наряду с плохой всхожестью, семена овощей и цветов могут быть засорены карантинными объектами, которые наносят вред растениям, неблагоприятны для здоровья человека. Как выбрать семена, чтобы не остаться без урожая и уберечь огород от непрошенных сорняков?
Каково семя, таков и плод
Жительница иркутского предместья Рабочее Елена Маркина в прошлом году посадила семена декоративного люпина. Каково же было изумление женщины, когда вместе с красивым цветком на газоне взошел неведомый сорняк, который за короткое время задушил все культурные посадки и распространился по всему саду. Борьба с вредителем шла все лето. Елена боится, что в этом году сорняк опять поднимет голову.
Садовод из микрорайона Лесной Ирина Павлова вместе с морковкой посеяла и зловредную траву, которая опутала растения на грядках. Специалисты Россельхознадзора после полученного результата лабораторной экспертизы вынесли вердикт – с семенами моркови в почву попали семена карантинного объекта – повилики. Урожай моркови был уничтожен вместе с ботвой.
Председатель Марковского садоводства Иркутского района Сергей Соколов свидетельствует – в прошлом году садоводы дружно жаловались на плохую всхожесть капусты. И таких примеров много.
– Пакетики с семенами культурных растений могут содержать семена сорняков. Они отличаются высокой вредоносностью, быстрым приспособлением к новым условиям, бурным разрастанием. Эти растения опасны для здоровья человека, могут вызывать аллергию, – рассказывает заместитель начальника отдела карантина растений Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия Нафиса Юсупова.
На днях в ходе внеплановой проверки инспекторы ведомства выявили карантинный объект в партии семян укропа сорта «грибовский». В невинном укропе находилась амброзия полыннолистная – растение-хищник, от которого сложно избавиться. Если амброзия попадет на грядки с культурными растениями, – урожай будет потерян. У человека она вызывает аллергию. Семена продавались в одном из иркутских гипермаркетов. Его владельцы привлечены к административной ответственности, а полсотни изъятых пакетиков семян укропа уничтожены.
И это далеко не единичный случай, когда участники розничной торговли выставляют на прилавки семена, не прошедшие фитосанитарный контроль.
– Предприниматели обязаны уведомлять Россельхознадзор о завозе семенного материала. Они должны иметь карантинный сертификат, если товар завозится из регионов России. Если семена прибыли из-за рубежа – необходимо иметь на руках акт фитосанитарного контроля, – поясняет Нафиса Юсупова.
Между тем сознательность оптовиков, торгующих семенами, крайне низка. Лишь местные крупные предприятия, такие, как «Иркутские семена», с Россельхознадзором работают плотно. Потому что не заинтересованы в распространении сорняков на своих полях.
Панацея от напасти
Плановые проверки специалисты Росельхознадзора имеют право проводить раз в три года. Внеплановые проводятся по жалобам и заявлениям потребителей.
– В 2015 году было девять внеплановых проверок, – рассказывает руководитель испытательной лаборатории Иркутского филиала Всероссийского центра карантина растений Валентина Эпова. – За минувший год специалистами лаборатории проанализировано 12,9 тыс. пакетиков из 1,8 млн, ввезенных в Иркутскую область. Из них в 16 случаях подтвердилось заражение карантинными объектами, продукция уничтожена. В 2014 году было 18 случаев выявления сорняков в семенном материале.
Год от года семена в регион идут грязные, сетует Валентина Эпова. Есть факты, когда с семенами попадают растения, чуждые нашей флоре. Адаптируясь к местным условиям, такие растения формируют очаги. Так, в 2007 году был выявлен очаг паслена трехцветкового, который в Приангарье завезли из Западной Сибири. В прошлом году в пригороде Иркутска были отмечены заросли чистеца болотного, заносного многолетнего травянистого растения. Зачастую в семенах встречаются горец вьюнковый, подмаренник цепкий, амарант и другие сорняки, которые отлично приспосабливаются к внешней среде и засоряют поля и участки. Повилика и амброзия попадаются в семенах моркови, укропа, петрушки, редиса, салата, базилика. Астры, цинии, бархатцы и даже календула содержат «карантинную нагрузку» в виде амброзии и повилики, череды волосистой, которая в нашей стране отсутствует. В последнее время на слуху ядовитое растение борщевик. Он уже распространился во многих регионах России, и в борьбе с ним человек пока проигрывает.
Установить, откуда к нам прибыли семена, можно только при наличии транспортных документов, если у продавца и покупателя установлены наработанные связи. На стихийных рынках узнать судьбу семенного материла почти невозможно.
Семенная инспекция, которая по роду деятельности контролирует качество семян, после реформирования и с введением нового законодательства теперь работает только с крупными и средними предприятиями. То, что семенами сегодня торгуют все, кому не лень, мягко говоря, странно. Ведь не все же имеют право продавать, например, лекарства. Контроль за семенами должен быть жестким, настаивают специалисты Россельхознадзора.
– Нельзя в торговую сеть пускать неопознанные семена, так как это продукция высокого фитосанитарного риска. Продавец обязательно должен иметь лицензию и стоять у нас на контроле, – говорит Нафиса Юсупова.
Потребителям необходимо стать бдительнее и покупать семена в специализированных магазинах. Обязательно спрашивать документы на продукцию, отбраковывать посторонние примеси. При обнаружении чужеродных семян – возвращать продавцу. И не лениться обращаться в Россельхознадзор. Председатель Марковского садоводства Сергей Соколов рассказывает про выставки, которые проходят в клубах садоводов и огородников. Там продаются апробированные, отборные семена, которые можно покупать без риска. Но это в закрытых сообществах, а что же происходит на крупных городских ярмарках?
– Сельскохозяйственные ярмарки – благое дело. Но и там у торговцев пакетными семенами никто не требует фитосанитарных документов. Я уже не говорю о картофельной золотистой нематоде, которая также может распространяться на ярмарках, – подчеркивает Валентина Эпова. – Есть хороший пример Усть-Илимска и Братска, где прокуратура с представителями Россельхознадзора в качестве экспертов инициирует проверки стихийных рынков. Неплохо бы распространить эту практику на весь регион.