Мусор под вопросом
В Иркутске обсудили тему строительства завода по переработке ТБО
При правительстве Иркутской области необходимо создать расширенную рабочую группу по вопросу строительства мусороперерабатывающего завода с привлечением в нее ученых, представителей общественных организаций и муниципальных образований. С таким предложением выступила Общественная палата Приангарья по результатам круглого стола, посвященного данной проблеме. Правительству региона также рекомендовано разработать закон об обращении с отходами производства и потребления.
О строительстве мусороперерабатывающего комплекса под Иркутском начали говорить более пяти лет назад. Тогда даже место называли – в районе поселка Мамоны Иркутского района, и заявлялось о финансировании из федерального бюджета в размере 3 млрд рублей. Однако до сих пор ни завод не построен, ни земельный участок не выделен.
Вновь эту тему подняли 26 февраля члены Общественной палаты, собрав за круглым столом представителей региональной и городских властей, надзорных органов и предприятий, занимающихся сбором, транспортировкой, утилизацией, обработкой и переработкой отходов. На заседании было отмечено, что на территории России скопилось свыше 31 млрд тонн отходов. Ежегодный прирост мусора составляет в среднем 60 млн тонн. На каждого жителя страны приходится по 400 кг отходов в год. По разным оценкам, 40% ТБО является вторичным сырьем. Однако на переработку направляется лишь 7–8%. В целом в России действует 243 мусороперерабатывающих и 50 мусоросортировочных комплексов, плюс 10 мусоросжигательных заводов и ни одного предприятия по переработке отходов полного цикла.
Заместитель министра природных ресурсов Иркутской области Нина Абаринова рассказала о системе обращения с отходами в регионе. По ее словам, с 2010 по 2014 годы количество ТБО в Приангарье увеличилось с 72 до 130 млн тонн. При этом на территории области зарегистрировано всего 28 полигонов. В результате и возникают несанкционированные свалки, на уборку которых у органов местного самоуправления не всегда есть средства.
Основные же объемы бытовых отходов сосредоточены в Иркутске и близлежащих городах. И складируются они все на одном официальном полигоне, что на 5-м км Александровского тракта. Площадь его 42 га. Объект работает с 1963 года, за это время накоплено свыше 29 млн куб. м отходов. Остаточная вместимость полигона позволяет размещать ТБО предположительно до июля 2018 года. Если удастся реализовать инвестпрограмму МУП «Спецавтохозяйство» по реконструкции полигона, срок действия можно увеличить на несколько лет.
И.о. начальника отдела экологии администрации Иркутска Наталия Ступина рассказала, что на полигоне планируется установить мобильный комплекс для сортировки мусора мощностью 40 тыс. тонн. Однако вряд ли это решит проблему – не те объемы. По идее, сортировку нужно вести в каждом дворе, но обязать к этому граждан либо управляющие компании не позволяет законодательство.
Всего же в Иркутской области переработкой ТБО занимается 37 лицензированных предприятий, которые делают бизнес на использованной бумаге, картоне, пластмассе, стекле, ломе цветных и черных металлов, изношенных автомобильных шинах, опасных веществах (масла, батарейки, аккумуляторы, энергосберегающие лампы и др.) и медицинских отходах.
Участники круглого стола отметили крайнюю необходимость в мусороперерабатывающем комплексе, на строительство которого предусмотрены средства в рамках федеральной целевой программы по охране озера Байкал. Однако Нина Абаринова заявила, что до сих пор не выбрана площадка. В прошлом году рассматривалось 14 земельных участков, но ни один не согласован.
– Нам надо выбрать площадку, которая была бы не только экономически целесообразной, но и отвечала экологическим требованиям, – пояснила Нина Абаринова. – Она должна подходить по площади, категории земель, присутствовать в схемах территориального планирования и генеральном плане муниципальных образований, находиться в 15 км от взлетной полосы аэропорта Иркутска. Кроме того, необходимо учитывать вид собственности, соблюдение гидрологических и геологических требований, в частности, расстояние до открытых водоемов, уровень грунтовых вод, розу ветров и так далее. Есть участки, которые соответствуют критериям, но по ним слишком много интересантов, поэтому согласовать никак не удается.
Замминистра также добавила, что поскольку изменилось федеральное законодательство, прежде чем строить мусороперерабатывающий комплекс, нужно разработать территориальную схему обращения с отходами на уровне области, определить регионального оператора и утвердить инвестиционную программу по обращению с ТБО. Все эти мероприятия запланированы на 2016 год.
По итогам круглого стола Общественная палата рекомендовала правительству Иркутской области разработать и принять региональный закон «Об обращении с отходами производства и потребления», который бы предусматривал ответственность за нарушения в этой сфере. Минприроды области предложено создать рабочую группу по вопросу строительства мусороперерабатывающего комплекса, в состав которой должны также войти представители администраций Иркутска, Шелехова, Ангарска и Иркутского района, Общественной палаты и науки.
Комментарии
Как решить «мусорную» проблему?
Игорь Алексеев, директор ООО «Экоальянс»:
– Мусоросортировочный завод на иркутском полигоне – дело хорошее, но 40 тыс. тонн – это лишь десятая часть всего мусора одного Иркутска. Поэтому нужно изначально строить мусоросортировочные комплексы, которые справятся с имеющимися объемами. Еще один момент – неверный поиск площадки под строительство завода. На мой взгляд, не нужно рассматривать организацию завода и полигона в одном месте, потому что это разные объекты с разными требованиями.
Константин Снигирев, руководитель филиала в Иркутске группы компаний ООО «Хабаровскстеклотара»:
– Имея опыт работы на мусороперерабатывающем заводе во Владивостоке, отмечу, что это очень непростое дело. Для запуска предприятия необходимо учесть много нюансов, иначе бизнес будет нерентабельным. И в первую очередь нужно наладить сортировку всего мусора. Хотелось бы, чтобы в разрабатываемую территориальную схему обращения с отходами обязательно включили раздельный сбор мусора. К сожалению, наши партнеры – ТСЖ, управляющие компании, настроены скептически, и наш расчет на них не оправдал себя. Хорошо бы при разработке тарифов на вывоз, переработку и захоронение мусора учесть сортировку мусора, чтобы стимулировать к этому и компании, и граждан.
Елена Зелинская, профессор ИрНИТУ, генеральный директор компании «Экостройинновации»:
– Западные страны давно идут по пути максимальной переработки мусора. Мы от них серьезно отстаем. Радует, что в Иркутске пытаются организовать селективный сбор отходов. Но нужно очень плотно изучить опыт других российских городов, зарубежных стран и отработать эту тему вместе с наукой. Необходимо также рассмотреть организацию всего комплекса, начиная от сбора и заканчивая переработкой отходов, в том числе и на правовом уровне.
Вера Шленова, председатель Иркутского областного отделения «Всероссийское общество охраны природы»:
– Мы подошли сегодня к тому, что нужно, прежде всего, повышать культуру обращения с отходами. И начинать необходимо с человека. Задача нашей организации – просветительская работа. На наших субботниках мы приучаем детей и взрослых сортировать мусор. И если раньше отсортированные отходы потребления вновь сваливались в одну кучу на полигоне, то сегодня появились предприятия, которые сотрудничают с нами и забирают часть мусора на переработку. А когда люди это видят, они начинают понимать, что труд их не напрасен. Хотелось бы, чтобы к просветительской работе присоединилось как можно больше людей.