Девушка и жизнь

«Просто Саша»

СССР, 1976

Режиссер: Всеволод Плоткин

В ролях: Марина Неелова, Игорь Кваша, Галина Волчек, Валерий Хлевинский, Петр Щербаков, Шалва Херхеулидзе, Евгения Сабельникова, Татьяна Ташкова

«Просто Саша» – показательный пример лирического кино из самой сердцевины семидесятых. Достойное свидетельство того, как жили, любили, страдали и радовались простые советские люди, которых здесь изображают преимущественно молодые артисты, успевшие с тех пор стать народными и повсеместно любимыми.

Медсестра Саша Неродова (Марина Неелова) живет и работает в провинциальном городке и является там всеобщей любимицей. Для всех она «просто Саша», обыкновенная, казалось бы, советская девушка, однако очень многие склонны считать ее натурой благородной и удивительной. Пациенты долго помнят внимательное к ним отношение со стороны милой медсестры; взрослые серьезные женщины (Галина Волчек) подчас относятся к ней, как к дочери, тем более что Сашины родители давным-давно умерли. По-отцовски обращается с Александрой и умудренный главврач-грузин Автандил Христофорович (Шалва Херхеулидзе). Разумеется, не чают души в скромной Саше ее зачастую взбалмошные подруги (Евгения Сабельникова). Да и довольно противный Сашин жених Митя (Валерий Хлевинский), работающий киномехаником, рад-радехонек, что именно ему досталась столь славная барышня.

И все-таки Саше чего-то ощутимо в жизни не хватает. Чего-то по-настоящему большого, светлого и чистого – того, что она сразу разглядит в успешном столичном хирурге Вячеславе Алексеевиче (Игорь Кваша), который временно переведется в Сашину больницу по причине ухода от своей московской жены. Что ж, добрым и достойным людям трудно наладить собственную семейную жизнь – Саше ли этого не знать? Ее парень Митя день ото дня становится все грубее и невнимательнее, тогда как Вячеслав Алексеевич, напротив, столь деликатен и трогателен со своим чтением стихов Блока и робкими попытками чмокнуть Сашу хотя бы в щеку. Словом, молодой хирург, по всему судя, недолго проходит в статусе заезжего разведенца.

***

Этот непритязательный и необязательный, но довольно милый 67-минутный телевизионный фильм может послужить замечательным примером такого уникального, типично советского жанра, как киноповесть. Больше нигде в мире подобное не практиковалось, равно как и нигде больше, кроме СССР, не выходил такой же бешено популярный литературно-художественный журнал, как знаменитая наша «Юность». С ее многотиражных страниц и обложек десятилетиями напролет улыбались всевозможные представители счастливой советской молодежи. Оснований не верить в существование таковой не было ни у кого из читателей «Юности», ибо они и сами, как ни крути, были счастливы. Уже посмеивались над ортодоксальными коммунистическими идеями, но все еще воодушевлялись, глядя на аббревиатуры ВЛКСМ, ГТО и БАМ. Записывались в комсомол и в стройотряды, выезжали на картошку и на целину, верили в Ленина и доверяли Брежневу.

Может, повесть не больно-то известного нынче советского прозаика Сергея Баруздина «Просто Саша» и не была напечатана именно в «Юности», но в любом случае на все сто соответствовала стандартам и принципам этого славного издания. Подобные книжки и фильмы, все эти бытовые, простые, камерные кино- и просто повести сегодня ценны не столько собственными художественными достоинствами (весьма скромными, как правило), сколько своей крепкой привязанностью к конкретному историческому времени. «Просто Сашу» в ряду прочих подобных ей произведений можно воспринимать практически как документальное свидетельство об определенном образе жизни и моральных устоях, ныне канувших в небытие.

Сказать, что режиссер «Просто Саши» Всеволод Плоткин оставил хоть сколько-нибудь заметный след в истории отечественного кино, – это было бы комплиментом, не имеющим под собой никаких оснований. Плоткин поставил пяток фильмов на таких скромных киностудиях, как Свердловская, Беларусьфильм и Союзтелефильм. Пожалуй, как раз его режиссерский дебют «Просто Саша» заслуживает наиболее теплых слов, да и этой работе повезло прежде всего с отличным актерским ансамблем.

Марина Неелова, «наша Анни Жирардо», к 1976-му уже слыла наиболее талантливой среди актрис своего поколения и снималась крайне активно. Надо полагать, для Нееловой, как и для Игоря Кваши с Галиной Волчек, работа в свердловском телефильме «Просто Саша» воспринималась как нечто проходное. Тем не менее лента зрителям запомнилась, а для поклонников замечательных артистов, которые здесь такие молодые, даже стала довольно значительной вехой.

Понятно, что «Просто Саша» – прежде всего бенефис 29-летней Нееловой. Но и 43-летний Кваша, конечно, хорош, даром что играет тут этакую интеллигентную квашню – персонажа, который подходит ему, так сказать, чисто психофизически. Игорь, однако, справедливо считался весьма разносторонним артистом, и подобные роли ему выпадали нечасто.

Не менее примечательны актеры и их персонажи второго плана. Причем Галине Волчек здесь не уступают ни сыгравшая ее непутевую дочку Евгения Сабельникова, ни Валерий Хлевинский, живописно изобразивший избыточно здорового детину, преуспевшего не столько в жениховстве, сколько в элементарном жлобстве.

За самый же забавный эпизод «Просто Саши» отвечает популярный в советском кино комический толстяк Петр Щербаков (Бубликов в «Служебном романе» и саксофонист в «Мы из джаза»). Сыгранный здесь Щербаковым «добренький соседушка» Василий Кузьмич словно бы сошел со страниц Диккенса – до того выпукло и гротескно выглядит сей красноречивый болван, поучающий своего духовного брата Митю и в процессе этого вываливающий перед зрителем гору отборных советских пошлостей.

Но глупость, подлость и злоба недолго торжествуют в «Просто Саше». Как и полагается во всякой уважающей себя киноповести, верх здесь берут лиричность без иронии и интимность без эротики. К произведениям такого рода даже не применишь помпезно-буржуазного термина «мелодрама» – они как-то тоньше, выше подобных определений. «Просто Саша», как и было сказано, остается наглядным и в каком-то смысле образцовым примером настоящей советской киноповести – по-осеннему грустной, но вместе с тем по-весеннему светлой.