Охотники зачехляют ружья
Нарушителей становится меньше, тем не менее, на территории Эхирит-Булагатского района задерживают даже браконьеров из Сирии.
Конец зимы в Иркутской области совпадает с окончанием двух охотничьих сезонов. В последний день февраля на территории Иркутской области были закрыты охотничьи сезоны на пушного зверя, водоплавающую птицу и боровую дичь. В финальный день азартной поры мы встретились с Государственным инспектором Иркутского Межрайонного отдела службы по охране и использованию животного мира, курирующего территорию Эхирит-Булагатского района Александром Топшиноевым, который охотно поведал нам о делах текущих, прошедших и запланированных.
– Осенне-зимний период – наиболее активная пора промысловой деятельности охотников, – повествует Александр Герасимович. – С 26 августа была открыта охота на боровую дичь, с середины сентября – на пушного зверя, и с 1 октября – на парнокопытных животных. Окончание сезонов – конец февраля (на первые два) и конец декабря соответственно.
На сегодняшний день можно уверенно констатировать, что нынешний лимит в плане охоты на парнокопытного зверя был исчерпан на все сто процентов – о чем свидетельствует количество сданных разрешений. Что же касаемо добычи пушного зверя, то у добытчиков есть еще три недели, чтобы предоставить в наш отдел «разрешительную грамоту», и тогда уже будут подведены окончательные итоги всех трех охотничьих сезонов.
– Когда заядлые охотники вновь смогут заняться азартным делом?
– Традиционно этой весной, а именно в мае, стартует сезон охоты на птицу, который будет длиться ровно десять дней, – повествует Александр Герасимович. – Разрешения имеют право получить все желающие, имеющие охотничий билет и официально зарегистрированное ружье; за исключением, разумеется, тех, кто в срок не сдавал в наш отдел «разрешительные грамоты» за прошлые сезоны, и, тем более, привлекался за браконьерство.
Согласно закону, на одного охотника определен «ареал» отстрела площадью в одну тысячу гектаров. Исходя из того, что территория общедоступных охотничьих угодий в Эхирите исчисляется 330 000 га, лимит ограничен 330 разрешениями, и то, при охоте исключительно на водоплавающую птицу. При добыче боровой дичи применяется отдельный коэффициент, то есть на отстрел глухарей, тетеревов и вальдшнепов ежегодно выдается не более 150 разрешений. Госпошлина при получении разрешения на добычу водоплавающей особи составит 650, боровой – 790 рублей. Казалось бы, за эту сумму без проблем можно купить тушку гуся, не мучаясь подготовкой охотничьего снаряжения и экономя время и силы. Однако преданность своему хобби и охотничий азарт берут свое…
– Расскажите подробнее о прочих нюансах работы, то есть о лимитах отстрела на грядущие охотничьи сезоны.
– Как раз на сегодняшний день нашим отделом завершен зимний маршрутный учет 2016 года, который продолжался ровно два месяца. Во время проведения маршрутов мы подсчитываем примерное количество диких зверей и птиц – с целью определения числа предполагаемых разрешений на их добычу.
С животными, разумеется, дело обстоит проще: прокладывается определенный маршрут, следуя по которому, охотник в первый день затирает имеющиеся следы зверя, а назавтра подсчитывает вновь появившиеся отпечатки лап. С птицей сложнее: по большому счету, число пернатых, взлетающих из-под дерева или из-под снега, определяется только визуально, хотя желательно, конечно, подсчитать их количество. Сводная учетная ведомость, исходя из которой определяются лимиты, будет готова к середине марта.
– Кто занимается кропотливой работой по подсчету особей? Егеря?
– Нет, зимние маршрутные учеты осуществляют первичные коллективные команды охотников. Что же касается егерей, то таковые действуют исключительно на территории арендованных охотничьих угодий, а зимние маршрутные учеты проводятся только на территории угодий общедоступных.
– Скажите, а почему территория вышеупомянутых угодий (330000 га) общего пользования остается неизменной на протяжении вот уже многих лет? Неужели нет людей, желающих арендовать лесной участок?
– На сегодняшний день все более перспективные и продуктивные участки взяты в аренду. То, что осталось для общего пользования, – территории лесостепной зоны, более затратные для гипотетического владельца при ведении охотничьего хозяйства. К одним из больших недостатков лесостепной зоны можно отнести то, что здесь охотники зачастую передвигаются на снегоходах. Возникает искушение и охотятся с них же, используя эффект внезапности. Но применение снегоходных машин при охоте категорически запрещено.
– В общей же сложности, как обстоят дела с пресечением браконьерских действий?
– Ситуация с браконьерством выглядит менее напряженной, чем в предыдущие несколько лет. Конечно, в большой степени это связано с ужесточением штрафных санкций, увеличением числа судебных исков. Охотники становятся более дисциплинированными. Административные правонарушения, разумеется, регистрируются – в основном они связаны с несвоевременным закрытием выданного разрешения.
Тем не менее минувшей зимой были задержаны пятеро граждан, транспортировавших с целью сбыта мясо косули. Оно считается диетическим деликатесом и охотно скупается ресторанами в областном центре.
Своего рода сенсацией стало задержание в конце прошлого года специалистами нашего отдела совместно с сотрудниками полиции группы браконьеров – уроженцев Сирии, промышляющих незаконной добычей сокола. Как выяснилось, иностранные граждане отлавливали живую (причем молодую и, следовательно, легче дрессирующуюся) птицу с целью дальнейшей ее продажи в Арабские Эмираты, где соколиная охота особо популярна. В настоящее время решается вопрос в отношении этих незаконных деятелей: либо депортация на историческую родину, либо привлечение их к уголовной ответственности в РФ.
– Как за минувший год обстоят дела с «волчьей напастью»?
– Год выдался на удивление спокойным: нашествия волков в Эхирите не наблюдалось. В отличие, например, от Осинского и Боханского районов, в Эхирит-Булагатском не зарегистрировано ни одного случая нападения на домашний скот.