14.03.2016 09:33
Рубрики
Книги
Теги
#книга
14.03.2016 09:33

Мы очень долго строили

«Метро 2035», Дмитрий Глуховский

Издательство «АСТ», 2015

В прошлом году Дмитрий Алексеевич закончил строительство своего «метро» – вышла третья, заключительная часть эпопеи. Глуховский, где бы ни выступал, будь то на радио или на телевидении, везде рекламировал свою книжку и обещал фанатам, что это будет совсем другое «метро».

А ведь и правда, не соврал: «Я собираюсь поставить привычный и знакомый многим мир «Метро» с ног на голову, так что тех, кто читал «Метро 2033», ждет масса открытий. А тех, кто начинает с «Метро 2035», – остросюжетный роман, который не даст им соскучиться…»

«Метро» действительно другое, оно сильно отличается от «2033» и от «2034». Что произошло за эти десять лет, отделяющие первую часть трилогии от последней? Дмитрий стал известен, стал популярен и богат, Дмитрий выпустил сборник рассказов про родину и роман «Сумерки», но все ждали от него финала, а он тянул. Дмитрий за это время приобрел политические взгляды и стал лучше писать. Да-да, лучше.

Но судя по стонам фанатов, они не того хотели. Им по барабану, насколько хорошо владеет русским языком автор, им подавай уютненький и привычный мирок предыдущих метро, но не тут-то было. Глуховский делает финт, и хотя у него получается тоже самое, только вид в профиль, но вот этот профиль и вызывает дружное фи-и-и-и.

Конечно, ничего он не поставил с ног на голову. Его герой Артем как был сказочным колобком, катавшимся по веткам метро, таким и остался. То, что он стал материться и бухать – ничего не меняет. Дима пишет про экскременты, уделяет много внимания физиологии, и самый главные его грех – в романе очень много политики.

Ну ладно, не будем ханжами, герой наконец-то стал похож на человека. Артем теперь не просто колобок, а колобок с гранями, он уже катится не куда ветер подует, а куда сам захочет. Хочет – каждый день поднимается на поверхность в зараженную радиоактивную Москву, пытаясь связаться с другими городами. Хочет – участвует в гражданской войне, развернувшейся между станциями. Хочет, вспоминает маму, а не хочет – не вспоминает.

«Метро 2035» можно назвать книгой страстей человеческих. Потому что главная угроза для выживших – это не радиация и мутанты, а они сами. Повзрослел герой, повзрослел автор и узрел эту простую истину. Только фанаты остались все теми же детьми, поэтому и бурчат недовольно и не хотят выползать во взрослый мир, а выползти все равно придется, иначе этот мир придет к вам, и мало не покажется.

То, что произошло с «метро», это очень показательно – сказка для инфантилов с главным героем инфантилом превратилась во вполне взрослое и ответственное высказывание. Никаких открытий в третьей части нет. Глуховский медленно ворочает сюжет вокруг «коммунистов», «фашистов» и «капиталистов». Наивно было ждать от него прорыва за этот треугольник. Глуховский не писатель-мыслитель, он лишь умелый подражатель и старательный стилист. Артем, конечно, выведет людей на поверхность из крысиных лабиринтов метро. И это не спойлер. Просто по-другому эта история не могла кончиться. А вместе с людьми из своего личного «метро» вышел автор. Теперь он свободен, теперь он может написать что-то другое.