Свет и крест Валентина Распутина
В Иркутске открылась выставка памяти писателя
«Затих великий колокол русской литературы» – сказал об уходе из жизни писателя Валентина Распутина кинорежиссер Сергей Мирошниченко. Именно вокруг этого образа выстроено пространство выставки «Ближний свет издалека», посвященной памяти писателя. Она открылась 11 марта в Музейной студии Иркутского областного краеведческого музея.
– Уже год с нами нет Валентина Распутина, и у всех, кто жил с ним рядом и знал его, есть высокий долг: сделать так, чтобы память о писателе жила и не угасала, – сказал губернатор Сергей Левченко, открывая выставку. – Это первый шаг к его исполнению. Мы постараемся в ближайший год открыть и другие объекты, связанные с именем Валентина Распутина, сделать так, чтобы каждый мог соприкоснуться с его наследием. Ведь писатель делал тех, с кем общался, выше духом и нравственно чище. Это как раз то, чего сегодня не хватает в нашем обществе. Те, кто знал Валентина Распутина, вспоминают о нем как о человеке, который излучал свет, и название выставки, взятое из публицистического очерка, действительно отражает его сущность. Наша задача сделать так, чтобы потомки не забыли о великом писателе.
Необычная экспозиция впервые представляет личные вещи, переданные родными для будущего музея Валентина Распутина. Всего на выставке можно увидеть более сотни предметов, среди которых фотографии, рукописи, иконы и книги. По словам директора Иркутского областного краеведческого музея Сергея Ступина, на сегодняшний день в музей писателя уже передано более тысячи единиц хранения, и это лишь десятая часть от предполагающегося количества.
– Валентин Распутин – наш земляк, который писал о жизни людей, живущих на иркутской земле, поэтому сегодняшнее событие имеет большое историческое и воспитательное значение, – отметила председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области Ирина Синцова. – Память о нашем великом земляке хранят в каждой библиотеке самых отдаленных сел Приангарья, особенно тех, куда он приезжал лично, а таких немало. Нам повезло, мы можем с гордостью сказать, что жили с Валентином Распутиным в одно время, и наша задача – сохранить память о нем для потомков. Эта выставка – хорошее начало пути, ведь она отражает время и дух писателя.
Над художественным воплощением выставки работал заслуженный художник Сергей Элоян, который не только иллюстрировал большинство книг Валентина Распутина, но и в последние годы дружил с ним. Мастер придумал необычное дизайнерское решение выставки и три месяца вместе с сотрудниками краеведческого музея работал над ее созданием.
Сергею Элояну удалось полностью преобразить пространство Музейной студии. В первом зале, превращенном с помощью баннеров в неширокий коридор, представлен небольшой уголок деревенского дома, в котором родился писатель. На стене фотографии родных и самого Валентина Распутина в детстве.
– Валентин Распутин был очень скромным человеком, поэтому о его жизни широкой публике известно очень мало, – отметил митрополит Иркутский и Ангарский Вадим. – Он родился в бедной крестьянской семье и вырос до уровня великого писателя России. Его произведения имели мировую известность, например, в Китае он стал Человеком года в области литературы, при этом он был очень цельной личностью, и память о нем для нас священна.
В зале представлена инсталляция с элементами видео, которая погружает посетителя в обыденность советской жизни. В этом окружении писатель пребывал от появления на свет до его духовного рождения – принятия православия в 1978 году, в Ельце. Здесь по одну сторону были великие стройки, ударные пятилетки, покорение космоса, пионерия, комсомол и компартия, а по другую – разрушенные храмы, спрятанные иконы и вера, которая теплилась в сердцах людей. И эти две жизни, как две стены коридора, шли параллельно.
– Из бесед с Валентином Распутиным о том, что православие сохранилось только благодаря бабушкам и дедушкам, которые эту веру пронесли через советскую эпоху, когда за нее выгоняли из комсомола и партии, родилась идея разместить фотографии жителей деревень Иркутской области на тумбах, где расположены иконы из коллекции Валентина Распутина, – пояснил Сергей Элоян.
Завершает экспозицию первого зала витрина, посвященная крещению писателя. Вход во второй зал оформлен двумя огромными черно-белыми баннерами с фотографиями узорных ворот храма. Смысловым центром выставки стала монументальная композиция из бруса с привязанным к ней церковным колоколом. Под ней – мемориальный стол писателя, на котором расположены настольная лампа, часы, заточенный с двух сторон карандаш и кипа бумаги. Рядом – кресло с наброшенным на спинку любимым пиджаком Валентина Распутина. Все вместе это создает ощущение, будто писатель лишь на минуту отошел от своего рабочего места.
– Центральная часть выставки – это образ писательского и гражданского труда, который выпал на долю Валентина Распутина, – отметил Сергей Элоян. – Подиум в форме креста символизируют его творческую и земную долю. Над ним висит символический колокол – бывший церковный колокол из коллекции иркутского художника Владимира Тетенькина. Это образ православной веры и писательской миссии Валентина Распутина, ведь в России тот, кто избрал эту стезю, не дает людям уснуть в духовном смысле. И в то же время колокол в церкви призывает людей на молитву, подумать о своих грехах, раскаяться, обратиться к Богу. Композицию окружают баннеры с газетами 1980-х годов, когда все вокруг жили политикой. Я не случайно выбрал колокол с трещиной, ведь он символизирует раскол в обществе, который произошел в эти годы. Как сказал другой немецкий классик: мир дал трещину, но эта трещина прошла сквозь мое сердце.
Маленькие колокольчики как бы являются отзвуком большого колокола. Здесь же духовные книги из библиотеки писателя, первые издания очерков «Поле Куликово», «На Афоне», «Смысл давнего прошлого» и «Ближний свет издалека», посвященный Сергию Радонежскому, который и дал название выставке. В этом же зале можно узнать о паломничестве писателя на Афон и даже увидеть удивительные кадры, запечатлевшие это событие. Третий зал с помощью фотографий знакомит с православной жизнью писателя и представляет храмы, которые Валентин Распутин помогал строить, те, где часто бывал, и, конечно, Знаменский собор в Иркутске, где упокоилось тело писателя.
– Главной задачей для меня было создать такую атмосферу, которая бы наиболее точно соответствовала душевному и духовному строю Валентина Распутина, ведь он не переносил помпезности, лишнего пафоса, что и продиктовало стремление к простоте художественного решения выставки, – подчеркнул Сергей Элоян. – Мне хотелось, чтобы каждый мог пройтись по ней и без лишних пояснений погрузиться в духовную жизнь писателя.