Больше политики, чем экономики

Катастрофы нет, бюджет стабилен – убеждены в правительстве региона

Первый заместитель губернатора – председатель правительства региона Александр Битаров, замглавы Приангарья – руководитель аппарата губернатора и правительства Дмитрий Чернышов и министр экономического развития Иркутской области Оксана Тетерина провели встречу с журналистами, в рамках которой рассказали об экономической ситуации и реализации антикризисного плана, призванного оптимизировать расходы и привести к пополнению доходной части региональной казны.

Бюджет скорректируют в июне

Александр Битаров подчеркнул, что Иркутская область живет и работает в тех условиях, которые сформировались в России в целом. Экономика хромает, на нее повлияли и экономические санкции, и падение цен на нефть, и рост курса доллара…

– Это все, безусловно, отражается на экономике области. У нас есть определенные затруднения, но катастрофы нет, бюджет стабилен. Хотя в феврале мы потеряли порядка 1 млрд рублей из-за пересчета прибыли крупными компаниями за 2015 год и возврата им ранее уплаченных налогов. Почти 700 млн рублей вернула «Роснефть», 245 млн рублей – «Восточно-Сибирская железная дорога», в конце года около 600 млн рублей вернулись «Сбербанку». Также мы видим усеченные поступления по налогу на прибыль от ряда крупных компаний, и это отражается на бюджете, но все же он сбалансирован, – отметил глава правительства региона.

Александр Битаров заявил, что корректировка бюджета будет возможна в июне, когда станет понятно финансовое положение крупнейших налогоплательщиков по итогам первого квартала 2016 года.

Председатель правительства сообщил, что в конце прошлого года под руководством губернатора Приангарья Сергея Левченко была создана антикризисная комиссия. Разработан план, содержащий четыре блока вопросов, в том числе продолжение работы с крупными налогоплательщиками в части пополнения доходов бюджета, обеспечение выполнения всех принятых социальных обязательств и сбалансированности местных бюджетов, продолжение развития инфраструктуры, оптимизационные меры. По всем этим направлениям созданы и действуют рабочие группы.

Правительство Иркутской области также расширяет свое участие в федеральных программах – с 17 до 19. Одна из новых – «Развитие рыбохозяйственного комплекса». Наиболее крупные поступления ожидаются в рамках программ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (свыше 1,5 млрд рублей на строительство и реконструкцию дорог Тайшет – Чуна – Братск и Иркутск – Листвянка), «Развитие образования» (около 1 млрд рублей), «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» (1 млрд рублей), «Развитие сельского хозяйства» (заявка на 1,5 млрд рублей).

Как отметила Оксана Тетерина, сейчас в «ручном режиме» идет работа с вертикально-интегрированными компаниями, действующими на территории области. Всего таких компаний двенадцать, и за каждой закреплен представитель кабинета министров региона.

В 2016 году между правительством области и крупными бизнес-структурами заключено шесть соглашений о социально-экономическом сотрудничестве на сумму 340 млн рублей. Подписанные документы включают в себя не только соцобязательства, но и предварительные параметры налоговых отчислений. На сегодня есть информация о планируемом поступлении 15 млрд рублей налога на прибыль. Речь, в частности, идет о золотодобывающих, энергетических, нефтяных, телекоммуникационных компаниях, предприятиях пищевой промышленности и лесного комплекса.

Социальные обязательства – не предмет политического торга

Между тем уже просчитывается примерный объем налогов, который может не поступить в бюджет в связи с временной остановкой основного производства на АО «Саянскхимпласт» и на Ангарском заводе полимеров. Александр Битаров сообщил, что губернатор Иркутской области Сергей Левченко провел совещание по ситуации на градообразующем предприятии Саянска.

Напомним, что в начале февраля на АО «Ангарский завод полимеров», входящем в структуру ОАО «НК «Роснефть», произошел сбой в работе установки по производству этилена и пропилена. Основная деятельность была остановлена, поставки этилена на АО «Саянскхимпласт» прекращены. По оценке специалистов, на устранение последствий аварии потребуется три месяца. В связи с этим с 13 марта АО «Саянскхимпласт» остановило производство каустической соды и ПВХ.

Участники совещания обсудили, как произошедшее отразится на социально-экономической ситуации в Саянске. Губернатор заявил, что этот вопрос контролируется правительством области с момента аварии.

В феврале состоялась встреча с представителями НК «Роснефть», на которой обсудили график ремонта, а также возможные сокращения заработной платы и налоговых отчислений. Получены устные заверения по срокам завершения ремонта. Подготовлено письмо в «Роснефть» с предложением ускорить работы и представить точные сроки, в которые они будут выполнены.

Заручившись ответом, представители правительства региона проведут встречу с коллективом «Саянскхимпласта» и городским активом, чтобы донести актуальную информацию.

Что касается выплат заработной платы коллективам двух предприятий, то представители ОАО «НК «Роснефть» заверили: остановка Ангарского завода полимеров не отразится на занятости работников и уровне оплаты труда. Планируется, что летом текущего года предприятие не будет вставать на плановый ремонт, а все необходимые работы проведут во время вынужденной остановки. «Саянскхимпласт» тоже привлечет часть работников к процессу ремонта, остальные, в соответствии с законодательством, будут получать 2/3 зарплаты.

Губернатор дал поручение создать рабочую группу под руководством председателя правительства региона Александра Битарова по контролю за ситуацией на АО «Саянскхимпласт».

Также власти региона планируют проработать с ОАО «НК «Роснефть» вопрос о возможности наращивания выпуска этилена при возобновлении производственной деятельности АО «Ангарский завод полимеров» до запланированного годового объема.

После обсуждения ситуации на «Саянскхимпласте» у журналистов возникли вопросы по другим острым темам. Дмитрий Чернышов, комментируя прошедшую в ряде СМИ информацию о том, что губернатор Сергей Левченко намерен отказаться от выплат регионального материнского капитала, заявил: такие публикации не выдерживают никакой критики.

– Это или намеренная кампания по искажению действительности, или некомпетентность, – отметил он. – Именно губернатор выступил с инициативой внести в закон о бюджете 2016 года сумму, необходимую на материнский капитал. Что касается последующих лет, то глава региона не выступал против продления соответствующей программы. К этому вопросу планируется вернуться в рамках корректировки бюджета в июне. Делать социальные обязательства предметом политического торга недопустимо, – подчеркнул Дмитрий Чернышов.

В бюджете-2016 на выплаты регионального материнского капитала заложено порядка 500 млн рублей. Александр Битаров сообщил, что губернатор высказывал пожелание рассмотреть возможность увеличения маткапитала. Напомним, сегодня его размер составляет 100 тыс. рублей. Право на получение этой дополнительной меры соцподдержки возникает при рождении третьего или последующих детей. Средства можно направить на улучшение жилищных условий семьи или образование ребенка. Всего с 2012 года в Иркутской области выдано 18 тыс. 356 сертификатов на региональный материнский капитал. Прогноз на этот год – 5 тыс. сертификатов.

– Я убедил главу региона, что вопрос увеличения размера маткапитала мы сможем рассмотреть только в июне, – заявил председатель правительства области. – Действие закона продолжится и в 2017, и в 2018 годах. Никакой спешки нет.

Как отметил Дмитрий Чернышов, к сожалению, в процессе обсуждения вопросов, связанных с региональным материнским капиталом и ситуацией на «Саянскхимпласте», больше политики, чем экономики.

Комментарий

Начальник научно-исследовательской части, доцент кафедры политологии, истории и регионоведения, руководитель лаборатории исторической и политической демографии ИГУ доктор социологических наук Константин Григоричев:

– Подъем рождаемости в России с конца нулевых годов был в значительной мере запрограммирован. Рождаемость зависит, прежде всего, от возрастной структуры населения. Если в составе населения много молодых женщин, рождаемость будет неизбежно расти, и наоборот. И такой рост или спад мало зависит от мер государственной поддержки. В конце 2000-х была именно такая ситуация. В начале 1980-х годов был реализован большой комплекс мер по стимулированию рождаемости в советской демографической политике. Это вызвало резкий всплеск рождаемости. И ко второй половине нулевых (начиная с 2006 года и дальше) в возраст рождения ребенка стали входить те женщины, которые родились в начале 1980-х.

Демографическая политика последних лет, безусловно, также скорректировала уровень рождаемости. Однако комплекс государственных мер повлиял не на базовый уровень рождаемости, а на календарь рождений. Люди планировали рожать второго-третьего ребенка, но попозже. А тут началась выплата федерального материнского капитала, и семьи решили рожать сейчас – все равно ведь планировали, а тут еще и денег дадут. Сдвинулись сроки рождения, которые гипотетически были запланированы на будущее. Это имеет и плюсы, и минусы. Плюсы – скорее для получения политических дивидендов.

Но есть и обратная сторона. Стимулирование рождаемости было предпринято на восходящей волне. Рожали те, кто родил бы позже. Соответственно, когда пойдет спад, и матерей будет мало, рождаемость и так уменьшится. И тогда окажется, что те, кто собирался рожать второго-третьего, уже родили. А четвертого-пятого ребенка они не будут рожать – условия жизни другие. В итоге амплитуда демографической волны резко увеличилась. У нас и так вся демографическая история России состоит из подобных волн, и это не очень хорошо, а тут мы ее еще больше раскачали.

Итак, вложения действительно привели к тому, что рождаемость увеличилась, но если сохранять региональный материнский капитал дальше, то столь же заметного эффекта уже не будет. Более того, в перспективе рождаемость будет падать неизбежно, даже если выплачивать материнский капитал. В этом смысле власть можно понять. Какой смысл впустую тратить ресурсы, если не будет эффекта? Но если мы хотим добиться долгосрочного эффекта, то есть смысл вкладывать средства на спаде рождаемости, в том числе с помощью регионального материнского капитала. Это не даст быстрого и заметного эффекта, но позволит стабилизировать демографическую ситуацию в долгосрочной перспективе, уменьшить амплитуду волн, однако политических выгод это не даст.

Получается, что когда рождаемость растет, это заметно всем, и власть может говорить: «Мы вложили деньги, и поэтому увеличилась рождаемость». Но когда она падает, а власть продолжает вкладывать деньги, то она, конечно, может сказать: «Если б не вложили, то уровень рождаемости упал бы еще больше», и это будет правдой, но кто в это поверит? Только специалист, который может проверить и самостоятельно все подсчитать.