18.03.2016 07:15
Рубрики
Экономика
Теги
18.03.2016 07:15

Константин Зайцев: Несмотря на кризис, рост налоговых отчислений в бюджет области продолжится

В прошлом году продолжились негативные тенденции в экономике, в том числе и в Иркутской области. По данным статистики, темп промышленного производства в 2015 году составил 104%, при этом углубился спад в строительстве (на 20%), на предприятиях связи (на 9%), в сельском хозяйстве (на 6%), торговле (на 10%). Нет положительной динамики и по прибыли предприятий (снижение на 5%). На 1% сократилась численность занятых в экономике. Тем не менее руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Константин Зайцев отмечает увеличение объемов собранных в прошлом году налогов на 5,5%.

– В прошлом году мы столкнулись со сложной экономической ситуацией в стране. Это, прежде всего, ухудшение внешней конъюнктуры, снижение темпов развития, доступности кредитных средств и их удорожание в качестве источников финансирования. По сути, сценарий развития событий в 2015 году не был предусмотрен ни экономистами, ни финансистами. Несмотря на это, в консолидированный бюджет РФ от налогоплательщиков, расположенных в Иркутской области, за 2015 год мобилизовано 198 млрд рублей налогов и сборов, что на 10 млрд рублей, или на 5,5% превышает уровень поступлений в 2014 году. Это без учета ЕСН, зачисляемого в федеральную казну. Из общей суммы доходов в федеральный бюджет направлено 94 млрд рублей, чуть больше в консолидированный бюджет Иркутской области – 95 млрд рублей. Темп роста поступлений налога на доходы физических лиц составил 101%, а вот поступления налога на прибыль организаций под влиянием экономической конъюнктуры снизились на 1,1 млрд рублей, или на 3,7%. Таким образом, не оправдались ожидания финансистов по мобилизации налога на прибыль и НДФЛ, которые традиционно являются основными источниками регионального бюджета.

– Нашло ли отражение колебание валют?

– Курс доллара разнонаправленно влияет на финансовые результаты предприятий. С одной стороны, он увеличивает экспортную выручку, с другой – ведет к росту рублевых расходов на импорт и по платежам по кредитам. Наша область во многом зависит от положения дел в нефтяном секторе экономики. В связи с ослаблением рубля и снижением цены на нефть крупнейшим нефтяным корпорациям за деятельность их дочерних обществ в Иркутской области возвращено из областного бюджета 1,7 млрд рублей. Следствием значительного сокращения кредитного портфеля, негативного влияния динамики курса валют, проблемных долгов перед кредитными учреждениями явилось ухудшение финансового состояния крупнейших банков России. В прошлом году двум крупным банкам, имеющим филиалы на территории области, в связи с заявленными убытками произведен возврат более 1 млрд рублей налогов.

Что касается снижения НДФЛ, в прогнозе социально-экономического развития региона закладывался рост заработной платы 9%. Как правило, такими же темпами обычно растет и налог. Однако в 2015 году из-за сокращения индексации зарплат темп роста фонда оплаты труда снизился до 103%. В этой связи не оправдались и ожидания по поступлению налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, мы обеспечили в 2015 году по сравнению с предыдущим рост поступлений НДФЛ на 400 млн рублей. По этому показателю среди регионов Сибирского федерального округа Иркутская область находится на уровне показателей крупнейших субъектов.

– Как в целом выглядит динамика по сбору налогов по годам?

– На протяжении ряда последних лет положительно. Даже в кризисном 2009 году, в отличие от многих регионов страны, нам удалось обеспечить рост налоговых платежей в бюджет области. Тогда показатель составил 2,5%, в 2010-м – 13,9%, в 2011-м – 28,8%, в 2012-м – 23,3%. По итогам 2013 года поступления снизились на 5,6% за счет сокращения платежей по налогу на прибыль крупнейшими монополиями. Однако уже в следующем году доходы, мобилизованные налоговыми органами в бюджет территории, выросли на 6%. В прошедшем году, несмотря на экономический кризис, мы мобилизовали доходы на уровне предыдущего года.

Но важно понимать, что ни одна самая лучшая система налогового администрирования не справится с задачей постоянного роста налоговых поступлений при определенных сложностях в экономике. Да перед нами и не стоит такой цели. Основное направление деятельности налоговой службы – контроль за соблюдением налогового законодательства. При этом мы создаем комфортные условия для исполнения налогоплательщиком своих обязанностей.

– Каков объем неуплаченных налогов в 2015 году?

– По состоянию на 1 января 2016 года задолженность в консолидированный бюджет Иркутской области составляла 7,3 млрд рублей, из них 2 млрд – в местные бюджеты. Задолженность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в областной и местные бюджеты около 1,7 млрд рублей. Эффективность мер по взысканию задолженности с данных категорий налогоплательщиков к уровню аналогичного периода прошлого года составила более 69%.

Физические лица задолжали государству 3,2 млрд рублей налогов, из них более 1 млрд рублей – долги 2015 года. В целом же за последние годы мы добились повышения уровня уплаты налогов гражданами. Транспортный налог, налоги на землю и имущество вовремя уплатили 64% налогоплательщиков (их количество ежегодно возрастает), к остальным приходится применять принудительные меры.

Продолжается работа по повышению роли имущественных налогов в формировании региональных и местных бюджетов, вовлекая в налоговый оборот земельные участки и объекты капитального строительства, не имевшие сведений, необходимых для исчисления налогов. В прошлом году внесены изменения в отношении 244 тыс. земельных участков и 328 тыс. объектов капстроительства. Общая сумма доначисленного по ним налога составила около 99 млн рублей.

– Какие функции перейдут УФНС от Росфиннадзора, который расформируют в ближайшее время?

– Полномочия Росфиннадзора в связи с его ликвидацией перераспределили между казначейством, налоговой и таможенной службами. Мы будем сами предъявлять и взыскивать штрафы по выявленным нами валютным нарушениям. Раньше мы выявляли нарушения, а штрафы назначал Росфиннадзор.

– Планируются ли преобразования в налоговой системе?

– Реформа системы сбора фискальных платежей предусмотрена указами президента о создании единого администратора налоговых и неналоговых платежей, которые сейчас контролируют налоговая и таможенная службы, Росалкогольрегулирование, Пенсионный фонд и фонд ОМС. Таким образом, будет создана единая система исчисления, администрирования, сбора, а впоследствии и использования бюджетных средств. При этом станет практически невозможно использовать «серые» схемы ведения бизнеса. Государство также увидит реальную нагрузку на налогоплательщика.

Но это глобальные планы, которые пока решаются на уровне правительства. У нас на данном этапе задача внедрить новую автоматизированную информационную систему – АИС-3, которая в конечном итоге позволит автоматизировать практически все процессы сбора и анализа информации. Уже сегодня физические лица могут не посещать налоговую инспекцию и общаться с налоговым органом практически по всем вопросам через Интернет. Например, особую актуальность приобретают «Личные кабинеты налогоплательщиков», которые сейчас имеют все категории налогоплательщиков.

– Каков прогноз собираемости налогов, поступающих в областной бюджет, на 2016 год?

– Основой для формирования проекта бюджета области стал консервативный, наиболее реалистичный вариант макроэкономического прогноза. Это позволяет не только повысить точность бюджетного планирования, но и сократить риски принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансово. По нашей оценке, в областной бюджет в 2016 году поступит порядка 79 млрд рублей, темп к прошлому году составит 103%.

При расчете доходной части учитывались риски, которые могут существенно влиять на налоговый потенциал региона. В частности, правительство Российской Федерации планирует дальнейшую реализацию так называемого налогового маневра, влияющего на налогооблагаемые доходы нефтяных компаний, и, соответственно, на перечисление налога на прибыль. В прогнозах учтено влияние экономического кризиса на занятость и уровень оплаты труда граждан. По основным доходным источникам заложен рост поступлений, который мы считаем достаточно обеспеченным. По налогу на прибыль – 100,2%, НДФЛ – 102,8%, по налогу на имущество организаций – 104,9%.

Вместе с тем произошли изменения в налоговом законодательстве, которые также могут повлиять на уровень поступлений в бюджет. В качестве положительного фактора следует отметить введение с этого года новой формы отчетности по НДФЛ для работодателей. Теперь они в ежеквартальном расчете, получившем название 6-НДФЛ, обязаны отражать общие суммы выплаченных доходов, исчисленного и удержанного налога. Таким образом, налоговая служба получила наконец инструмент постоянного контроля за исчислением и перечислением НДФЛ. Ведь раньше работодатели могли не перечислять налоги своевременно, а использовать их для своих нужд, в результате чего бюджет недополучал необходимые средства.

– Чего ждете от заключенного соглашения с правительством региона по информационному взаимодействию?

– Сегодняшняя экономическая ситуация подталкивает нас к объединению усилий. Взаимодействие с исполнительной властью региона нацелено, в первую очередь, на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений теми налогоплательщиками, которые являются покупателями или арендаторами государственного имущества, а также теми, кто получает помощь в виде бюджетных средств.

Основная цель соглашения – повышение эффективности деятельности и увеличение доходной части бюджета региона. В отличие от предыдущего соглашения расширен перечень сведений, представляемых правительством области в УФНС. Так, в результате достигнутой договоренности в прошлом году нам направили списки о получателях средств финансовой поддержки в рамках областных государственных программ. Несмотря на особый порядок учета налогообложения сумм полученных субсидий, по результатам проведенных налоговыми органами мероприятий выявлено неотражение налогоплательщиками в составе доходов сумм такой поддержки порядка 86 млн рублей. Кроме того, подписанное соглашение закрепило за правительством области представление соответствующей информации на плановой основе. Надеемся, что систематическое представление информации позволит проводить постоянный контроль за полнотой уплаты налогов такой категории налогоплательщиков.