В этом году сироты Приангарья получат около 600 квартир

Соответствующая программа требует изменений

Программа по обеспечению жилыми помещениями сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действует в Приангарье с 2013 года. За трехлетний период в ее рамках сиротам было предоставлено 1 тыс. 762 квартиры. В 2016 году жилье должны получить еще 589 человек. О том, с какими трудностями сталкиваются региональные власти при реализации проекта, и о перспективах развития программы газете «Областная» рассказал Владислав Сухорученко, министр имущественных отношений Приангарья.

– Владислав Анатольевич, в каких районах и городах области программа реализуется наиболее успешно? Какие территории находятся в числе аутсайдеров?

– Жилье для сирот строилось и приобреталось в Иркутске, Ангарске, Братске, Свирске, Саянске, Усолье-Сибирском, Тулуне, Нижнеудинске, Черемхово; в Иркутском, Ольхонском, Усть-Удинском, Шелеховском, Балаганском, Баяндаевском, Нукутском, Слюдянском районах и ряде других территорий. Наиболее крупные объемы строительства запланированы в Шелехове – 284 жилых помещения, Усолье-Сибирском (110 квартир) и Братске (75), а также в Тайшетском районе (99). В Усть-Илимске, Бодайбо, Жигаловском, Казачинско-Ленском, Катангском, Киренском, Мамско-Чуйском и Бодайбинском районах строительство не ведется, так как признано нецелесообразным с экономической точки зрения.

– Кто должен следить за состоянием этого жилья после предоставления квартир в наем?

– С момента заключения договора найма специализированного жилого помещения ответственность за его состояние несет наниматель, то есть сирота. За обеспечение надлежащей эксплуатации – управляющая компания. В свою очередь застройщик, у которого были приобретены квартиры, в течение пяти лет несет гарантийные обязательства. Это означает, что строительный брак, дефекты и недостатки, обнаруженные в рамках пятилетнего срока, застройщик должен устранять за свой счет.

– С какого года сироты не получают жилье по договорам соцнайма? Ранее это позволяло сразу оформлять помещение в собственность.

– С 2013 года в рамках программы, которую администрирует министерство, жилые помещения предоставляются сиротам по договорам найма специализированного жилого помещения на пять лет. По истечении этого срока возможна приватизация жилья. Сделано это было специально для того, чтобы защитить детей-сирот от черных риэлторов. Вместе с тем, через министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, как и прежде, детям-сиротам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с вступившими в силу решениями суда.

– Были ли прецеденты, когда наниматели выселялись из квартир по причине задолженности по квартплате, из-за нарушения правил эксплуатации жилого помещения и т.д.?

– В настоящее время министерством ведется работа по расторжению договора найма специализированного жилого помещения в судебном порядке. Речь идет о квартире, предоставленной сироте в январе 2014 года в Слюдянке. Весной 2015-го выяснилось, что наниматель переехал на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации. Это является основанием для расторжения договора. Кроме того, с момента предоставления жилья сирота ни разу не платил за квартиру, в результате чего его задолженность по коммунальным платежам превысила 70 тыс. рублей.

– Сколько детей-сирот в настоящее время стоят в очереди на получение жилья? За какой период предполагается обеспечить их квартирами?

– В списке на предоставление помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области по состоянию на 1 января 2016 года состоят 4 тыс. 446 человек. Программа по обеспечению детей-сирот жильем утверждена до 2018 года.

Им предоставляется благоустроенное жилье площадью 33 кв. м (плюс-минус 5 кв. м). Стоимость одного квадратного метра составляет до 34,5 тыс. рублей.

– Возможно ли предоставление частных домов в сельской местности?

– Да, предпочтение отдается строительству одноэтажных домов – дуплексов с прилегающими земельными участками для ведения индивидуального хозяйства.

– С какими проблемами столкнулось министерство имущественных отношений при формировании спецжилфонда?

– Во-первых, это сохранение жилых помещений в состоянии, пригодном для проживания.

Министерством зафиксированы случаи, когда дети-сироты разрушают предоставленные им квартиры, не платят за коммунальные услуги. Общая задолженность сирот по квартплате сегодня достигла 4,5 млн рублей. Так как мы не имеем территориальных представительств в муниципальных образованиях Иркутской области, с управлением спецжилфондом возникают сложности. Сейчас прорабатывается вопрос внесения изменений в действующее законодательство Иркутской области в части возложения полномочий по контролю за сохранностью жилья на органы местного самоуправления. А пока министерство выдает детям-сиротам памятки по эксплуатации жилых помещений. Воспитательной функции у нас нет. Управляющие компании от таких домов отказываются, потому что тоже ничего не могут сделать. Полностью заселять многоэтажные здания сиротами было неправильным решением. Но проблемы возникают и с деревянными многоквартирными домами в сельской местности. В Баяндаевском районе жилье для сирот сгорело. По закону мы должны предоставить им новые квартиры.

– То и дело появляются жалобы на качество построенного для сирот жилья. Насколько серьезен масштаб этой проблемы?

– Проблема существует, и мы этого не скрываем. Дело в том, что министерство не является заказчиком строительства, а покупает квартиры для сирот, заключает договоры долевого участия в возведении жилья. Ответственность за качество в пределах пятилетнего гарантийного срока несет застройщик. Министерство в претензионном порядке требует исполнения обязательств. Также важно не снимать ответственность за качество вводимого в эксплуатацию жилья с муниципалитетов. Квартиры приобретаются только после ввода дома в эксплуатацию, а разрешения на строительство и ввод выдают администрации муниципальных образований. Это означает, что именно администрация, выдав разрешение на ввод в эксплуатацию, подтвердила соответствие дома строительным нормам и правилам, и она отвечает за качество. Более того, муниципалитет должен быть не меньше правительства области заинтересован в качестве строящегося жилья, так как содержание жилого фонда относится к его полномочиям.

Между тем сложившаяся практика показывает, что органы местного самоуправления при вводе объектов в эксплуатацию допускают многочисленные ошибки, зачастую не проверяя соответствие построенного объекта проектной документации. Министерство же не имеет ни правовых оснований, ни возможности для определения соответствия построенного объекта капитального строительства всем требованиям и нормам. Сейчас мы привлекаем к этой работе Службу государственного строительного надзора Иркутской области.

– Есть ли в регионе муниципалитеты, где жилье для сирот построено, но не создана необходимая инфраструктура, не обеспечено транспортное сообщение? Кто должен заниматься решением этих вопросов?

– Вопросы транспортного обеспечения граждан относятся к ведению органов местного самоуправления.

– В каких территориях в настоящее время вопрос качества построенного для сирот жилья стоит особенно остро?

– Неисполнение застройщиками контрактов – это комплексная проблема. В Саянске и поселке Усть-Ордынском мы выходим в суды с исками о взыскании убытков. Так, в Саянске застройщик вышел за границы отведенного земельного участка и возвел дом поверх подземных гаражей. Жилые помещения там камерного типа и абсолютно не пригодны для проживания. В Усть-Орде при уровне сейсмичности в восемь баллов построенные дома рассчитаны на семь. Кроме того, там установлены электробойлеры, и оплата за электроэнергию влетит в копеечку. В Тайшете построили две блок-секции, а источника электропитания нет вообще. В Малой Топке Иркутского района дома с выгребными ямами, которые некому обслуживать. Со всеми этими проблемами мы сейчас разбираемся. Нужно вносить изменения и в законодательство, и в саму программу, чтобы в будущем исключить подобные факты.

 

Справка

Право на получение жилья имеют дети-сироты, достигшие 18-летнего возраста.

Министерство имущественных отношений формирует список на предоставление жилых помещений в хронологической последовательности – исходя из даты обращения. Написавшие заявления в один день включаются в список в алфавитном порядке.

Дети-сироты уведомляются о предоставлении им квартир посредством телефонной, почтовой связи. В последующем с ними заключаются договоры найма специализированных жилых помещений сроком на пять лет.

В течение десяти дней со дня истечения срока действия этого договора, при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, министерство принимает решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Не позднее пяти рабочих дней с этого момента с детьми-сиротами заключается договор социального найма и появляется возможность приватизации жилья.