21.03.2016 07:15
Рубрики
Книги
Теги
#книга
21.03.2016 07:15

«Шантарам» – вторая серия

Грегори Дэвид Робертс, «Тень горы»

Издательство: «Азбука», 2016 г.

Продолжение знаменитого «Шантарам». Грегори Дэвид Робертс – человек таинственный и писатель довольно мутный. На самом деле зовут его Грегори Джон Питер Смит, и биографию имеет он настолько фантастическую, что поверить в ее реальность довольно трудно, хотя с людьми и не такое случается.

Робертсу сейчас 63 года, его жизнь похожа на роман, впрочем, об этом он как раз и пишет в «Шантараме», который можно условно назвать автобиографическим.  «Шантарам» вышел на родине автора в Австралии в 2003 году. До России добирался семь лет, успев по дороге стать мировым бестселлером. В 2010-м роман неплохо продавался у нас и, кажется, до сих пор популярен.

Восьмисотстраничный текст производил сильное впечатление. Главный герой – бывший наркоман и грабитель, сбежавший из австралийской тюрьмы, по фальшивому паспорту на имя Линдсея Форда приезжает в Бомбей. Он быстро вписывается в местную среду и предстает перед нами эдаким брутальным мачо, которому нипочем и индийские трущобы, и индийская мафия. Местные кличут его Шантарам (мирный человек). Он лечит бедных, торгует контрабандой и наркотиками и даже отправляется в Афганистан с караваном оружия для моджахедов, воюющих с СССР.

«Шантарам» заканчивается убийством в Афганистане главаря бомбейской мафии, к которому прикипел душой Лин и уходом любимой женщины Лина к киномагнату. В «Тени горы» Лин уже немного оправился от потрясений, вернулся в Бомбей, руководит подпольным цехом по штамповке поддельных документов, ездит на мотоцикле по городу с большим ножом, ходит на выставки и участвует в мафиозных разборках.

Ну да, «Шантарам» получился весьма затянутым: не каждый читатель добирался до его середины, но после бросать было уже жалко, приходилось дочитывать. И вот продолжение: тот же герой, тот же Бомбей и тот же объем. Все вроде то же, только пожиже, чуть поменьше энергии, чуть подлинней диалоги.

Хотя, почему чуть? Все довольно скверно: это кумулятивный эффект, в одном месте перетянул, в другом – и вот уже сплошное занудство и графомания. Нет, понтов у автора по-прежнему выше крыши, он же пишет не абы что, а грандиозную эпопею, где все должно быть грандиозно – и злодеи, и чувства, и слова. Но все это как-то не работает. В первый раз еще более-менее действовало, а сейчас уже нет.