Сойка-перебежчица
«Дивергент, глава 3: За стеной» (The Divergent Series: Allegiant) (12+), США, 2016
Режиссер: Роберт Швентке
В ролях: Шейлин Вудли, Тео Джеймс, Джефф Дэниелс, Наоми Уоттс
События, о которых нам рассказывали в первых двух главах «Дивергента», не отличались большой оригинальностью. В очередной раз наступило будущее в одной из его расхожих антиутопических версий. Произошел некий глобальный катаклизм, и посреди руин, в которые превратился североамериканский континент, сохранился лишь мегаполис Чикаго (родной город писательницы Вероники Рот, придумавшей всю эту историю). Город был поделен на пять фракций – Бесстрашие, Дружелюбие, Искренность, Отречение и Эрудиция. Всякий гражданин, достигший совершеннолетия, обязан выбрать одну из тех фракций, дабы раз и навсегда связать себя с каким-либо видом общественной деятельности. Но изредка в том мире рождаются уникумы, равно предрасположенные ко всем видам деятельности сразу. Таких называют дивергентами и уничтожают.
Как известно, трилогия Вероники Рот «Дивергент» была написана под влиянием трилогии Сьюзен Коллинз «Голодные игры». Так же соотносятся и киноверсии обоих подростковых бестселлеров. Ту и другую экранизации можно сопоставлять по принципу «найди десять отличий». Но поскольку в роли эпигонов здесь выступают создатели «Дивергента», то все подобные сравнения будут не в их пользу.
В самом деле, ничего по-настоящему дивергентного (то есть разностороннего) в этой франшизе нет. Решительно все в данном проекте чрезвычайно вторично. А главное, что авторы и не думали скрывать ущербность своего детища. Напротив – они кичились тем, что сняли рабское подражание «Голодным играм». И, как показала практика, кичились не зря: сборы у «Дивергента» пониже, чем у «Игр», но тоже очень внушительные.
Что до звезды этого фильма Шейлин Вудли, то она вполне соответствует именно такому блокбастеру. Мисс Вудли не обладает ни ярким талантом Дженнифер Лоренс («Голодные игры»), ни даже скромным обаянием Кристен Стюарт («Сумерки»). Зато на ее месте легко может представить себя всякая школьница. Вот и получается, что то, на чем основывается сюжет фильма – прославление не таких, как все – противоречит тому, как этот фильм сделан. Однако вряд ли данный казус занимает зрителей, составляющих целевую аудиторию «Дивергента».
Видимо, не очень волнует такую аудиторию и то, что планка минимальной занимательности «Дивергента» снижается от главы к главе. Количество спецэффектов растет, а все остальное – падает. Этот демонстративно поверхностный подход (все равно, мол, для подростков снимаем) раздражает больше всего.
Самым заманчивым в третьей главе заранее выглядело участие в ней замечательной Наоми Уоттс. Увы, ее роль здесь – эпизодическая. Запоминается лишь то, что природная блондинка Наоми была зачем-то перекрашена в брюнетку.
Крупная же роль главного злодея досталась тут Джеффу Дэниелсу, что не может не разочаровывать. Дэниелс – хороший актер, но все-таки ему далеко до суперзвездного статуса и таланта таких актрис, как Уинслет, Уоттс, а также Джулианна Мур (злодейка в «Голодных играх»). Уже за счет этого «За стеной» проигрывает у предыдущих двух глав «Дивергента», где блистала Кейт Уинслет.
Впрочем, в киношных тетралогиях третья часть – обычно слабейшая. Так было с «Голодными играми» – значит, так должно быть и с «Дивергентом». Не отступать ни на шаг от того канона, на который равняешься, – золотое правило эпигонов. В случае голливудских франшиз оно, к сожалению, почти всегда себя оправдывает.