Живописец милостью божьей
Воздушные, прозрачные акварели и плотные пастозные живописные полотна – две грани иркутского графика и живописца Александра Шелтунова можно увидеть на выставке в галерее сибирского искусства Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева. В залах на двух этажах представлены 72 работы из собраний более чем 30 музеев и коллекционеров. Событие вызвало настоящий ажиотаж: на открытие выставки пришли ценители творчества автора, его друзья и коллеги.
– Александр Шелтунов – живописец милостью божьей, ведь дар воспринимать мир во всем многообразии цветовых и световых проявлений сродни абсолютному слуху музыканта, – считает искусствовед Ираида Федчина. – При этом манера мастера всегда оставалась оригинальной, даже при том, что во многих работах мы чувствуем влияние импрессионистов – использование открытого цвета и некоторой мозаичности изображения. Перелом в стилистике его творчества происходит в первые годы XXI века, когда он оставляет акварель и переходит к масляной живописи. Первые созданные им холсты напоминают его же акварельные работы. Но то, что там выглядело легким и органичным, требовало серьезного напряжения в живописи. Как удавалось автору, даже при его работоспособности, создавать такое количество высококлассных живописных произведений за небольшое время – остается загадкой.
Напомним, что пять лет назад в этих же стенах проходила выставка, посвященная 60-летию Александра Шелтунова и 350-летию Иркутска, из собрания семьи. Автор активно готовился к ней, но не дожил до знаменательного события – он скоропостижно скончался в 2008 году в своей мастерской. Однако семья художника подготовила выставку и издала альбом его работ «Под шум дождя и музыку Равеля». Новая экспозиция открывает малоизвестные работы художника, а второй альбом «Александр Шелтунов. Из частных коллекций и музеев Сибири» позволит познакомиться с ними более широкой публике. Книгу открывают приветственные слова губернатора Иркутской области Сергея Левченко:
– Работы художника Александра Шелтунова производят неизгладимое впечатление. Яркие, темпераментные, атмосферные, выполненные на одном дыхании. Они по-новому представляют нам живописные просторы родного Байкала, размеренную жизнь старого Иркутска и его жителей. Его произведения являются продолжением Иркутска – деревянного, старинного города, неповторимую душу которого так тонко и точно передал мастер.
Сюжетами произведений Александра Шелтунова, действительно, чаще всего становятся пейзажи родного города, байкальской природы или трудовые будни его земляков. Среди них есть серия акварелей, посвященная байкальским рыбакам. Она создана в излюбленной авторов технике «по мокрому» – когда работа пишется очень быстро, пока не высохла бумага. Одна из работ серии – «Рыбацкие будни» 1981 года из коллекции художественного музея не случайно изображена на афише выставки и обложке альбома. Плавные и выразительные линии, неброский серо-синий или коричневатый колорит сибирской природы, люди или предметы, словно зависшие вне времени и пространства – все стало визитной карточкой непревзойденного и чуть ли не единственного в Иркутске мастера акварели Александра Шелтунова.
Когда про художника говорят, что он замечательный мастер – график и живописец, всегда хочется задать вопрос: а каким он был человеком? Александр Шелтунов был уникальной, добрейшей и светлейшей личностью. Художник был щедр, часто дарил свои работы, очень любил людей и много нежности и заботы отдавал семье. Кстати, уже можно говорить о династии Шелтуновых: старший сын Никита продолжил дело отца, а внук Добрыня учится в художественной школе.
Младший сын Александра Шелтунова Артемий выступил как издатель альбома и фотограф. Еще одна ценность книги – каталог работ художника. Кроме того, на страницах издания рядом с фотографиями из личного архива семьи можно прочесть воспоминания его супруги Галины.
Познакомиться с работами Александра Шелтунова можно до 3 апреля.