Инкубатор профессий

Или как убрать перекосы на рынке труда

Правовую базу по инвестиционной поддержке средне-специальных учебных заведений разработают в Иркутской области. Такое решение было принято на заседании бизнес-педсовета, которое прошло под руководством министра образования региона Валентины Перегудовой. Участники дискуссии пришли к выводу о том, что нужно наладить регулярное взаимодействие бизнеса и профессиональных образовательных учреждений, чтобы устранить перекосы в структуре спроса и предложения на рынке труда.

За круглым столом собрались представители власти, бизнеса, преподаватели и студенты колледжей и техникумов.

– В Иркутской области создан топ-50 востребованных профессий, улучшается материально-техническая база профессиональных организаций, работают центры содействия трудоустройству. Все это способствует тому, что уровень занятости среди выпускников средне-специальных учебных заведений достаточно высокий, – начала разговор Валентина Перегудова.

Низкую активность ссузов и студентов в диалоге с бизнесом отметил гендиректор «Мазда-центр Иркутск» Александр Сопин. Проанализировав популярные сайты с вакансиями и резюме, он пришел к выводу, что большинство предложений исходит от предпринимателей, а не от студентов.

– Неплохо было бы создать региональное мобильное приложение, которое позволит одним – отслеживать вакансии, другим – искать подходящих специалистов, – предложил Александр Сопин.

Еще, по его мнению, региону нужен инкубатор профессий, где подрастающее поколение сможет знакомиться с разными специальностями на практике.

Опытом сотрудничества по отбору лучших практикантов для последующей профессиональной деятельности поделился аналитик управления по работе с партнерами и ипотечного кредитования Иркутского отделения ОАО «Сбербанк России» Михаил Мороз. По его словам, банк проводит для студентов Иркутского колледжа экономики, сервиса и туризма дополнительное обучение и тренинги по личной эффективности. Кроме того, есть программы по повышению квалификации преподавателей.

– Работник банковской системы должен обладать навыками эффективной коммуникации, самопрезентации, уметь грамотно вести переговоры, разрешать конфликтные ситуации, – объяснил Михаил Мороз. – К сожалению, далеко не каждый выпускник ссуза в полной мере соответствует этим качествам.

Ангарская ассоциация предприятий индустрии красоты постоянно сотрудничает с профессиональными учреждениями, которые обучают парикмахерскому искусству. Ее председатель Лариса Михалева рассказала, что вовлечение студентов в мастер-классы, конкурсы профмастерства, где специалисты-практики показывают ребятам разные подходы и техники, способствует быстрому профессиональному росту студентов.

Заместитель директора Иркутского энергетического колледжа Наталья Козловская отметила, что студенты колледжа проходят практику как в учебных аудиториях, так и на предприятиях «Иркутскэнерго» и «Электросетевой компании». Один из таких практикантов Евгений Сидоров учится на электрослесаря и в будущем планирует продолжить обучение в вузе на заочном отделении.

– Я проходил практику на Ново-Зиминской ТЭЦ, – рассказал он. – В коллективе ко мне относились не как к студенту: принеси-подай, а как к коллеге, доверяли выполнять серьезную работу, например, монтаж. Оценивали как специалиста. Благодаря практике все экзамены теперь сдаю на четыре и пять.

В завершение встречи Валентина Перегудова отметила, что совместное обсуждение позволило выделить приоритетные направления развития трехсторонних отношений между образовательными организациями, органами власти и бизнес-сообществом. Разработка правовой базы позволит оказывать инвестиционную поддержку ссузам и обеспечить условия непрерывного образования.