25.03.2016 07:15
Рубрики
Культура
Теги
#театр
25.03.2016 07:15

Иркутский слет карабасов-барабасов

Как стать интересным и полезным современному зрителю? Этот вопрос был главным на встрече директоров театров кукол Сибири, которая состоялась в Иркутском областном театре кукол «Аистенок». В ней приняли участие девять руководителей профессиональных коллективов из Читы, Улан-Удэ, Кемерова, Омска, Томска, Железногорска Красноярского края, Красноярска, Новокузнецка и Братска.

В столице Приангарья собрались директора театров кукол Сибири, чтобы обсудить инновационные формы работы. В качестве примера они познакомились со спектаклем «Калиф-аист» иркутского «Аистенка». Постановка произвела настоящий фурор.

– Это прекрасная идея, что спектакль может посмотреть зрячий, слабовидящий и слабослышащий человек, – отметила директор Железногорского театра кукол «Золотой ключик» Красноярского края Анна Мандрыгина. – Я была зрителем с завязанными глазами и после этого опыта стала лучше понимать, что чувствуют незрячие. Подобные постановки должны появиться во всех театрах кукол.

– Эта фантастическая по своей красоте и мастерству исполнения история предполагает двойной взгляд на знакомую с детства сказку и дает ощутить, что наша помощь нужна тем, кто рядом с нами. Именно такие произведения искусства вносят огромный вклад в создание безбарьерной среды, ведь они показывают нам, что главное – не быть равнодушными, – сказала директор Томского областного театра куклы и актера «Скоморох» Лариса Отмахова.

Необычным опытом работы поделился Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство».

– Цель нашего проекта «А-Я» – завоевать будущего зрителя. Мы показываем спектакли беременным женщинам, ведь не секрет, что ребенок в утробе уже ощущает цвет и свет. А особенно на него влияют эмоции, которые испытывает мама, – отметил директор театра Александр Мусиенко. – Наша идея – показывать пятиминутные истории прямо в женских консультациях. Далее мы создаем спектакли для детей от года до двух.

Положительный терапевтический эффект кукольного искусства отмечают доктора больниц, в которых регулярно выступает театр «Тридевятое царство». Необычный опыт показал, что кукольное искусство может стать помощником в избавлении от различных зависимостей.

– Волею случая наш театр находится рядом с наркологическим диспансером, доктора которого в качестве арт-реабилитации попросили нас провести семинар, а потом и мастер-класс по изготовлению куклы, – рассказал Александр Мусиенко. – И эти взрослые люди стали сами делать кукол, писать стихи, рисовать, ставить спектакли. Словно таким образом они пытаются выразить свою болезнь. И самое удивительное, что у них наступает прогресс в лечении.

Кстати, взрослый зритель сегодня, по словам директора Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин» Станислава Дубкова, уже не считает театр кукол исключительно детской забавой:

– У нас есть спектакли для самых разных возрастных категорий: для детей от двух лет – это сказки, а для взрослых – литература самого высокого уровня – Гоголь, Мольер, Ильф и Петров. Самая сложная аудитория сейчас – молодежь и тинэйджеры, мы стараемся говорить в наших спектаклях на их языке.

Для привлечения подростковой и молодежной аудитории театры кукол используют всевозможные технические новинки:

– Несмотря на то что наши дети чересчур увлечены гаджетами, они ходят в театр, и этот вид искусства вызывает у них большой интерес, – подчеркнула Анна Мандрыгина. – Но и мы стараемся сделать театр кукол понятным для них. Например, к Году кино поставили два спектакля с элементами мультипликации. Для этого пришлось открыть на нашей базе небольшой кинотеатр. Так родились спектакли «Три медведя» с элементами анимации и «Большое космическое путешествие» с возможностями компьютерной игры.

Но при всей технической изощренности современных спектаклей, традиционная постановка сегодня способна иногда даже больше удивить юного зрителя.

– Мы заметили, что обыкновенный ширмовой спектакль привлекает ребенка больше, чем что-либо другое, – рассказала директор Кемеровского областного театра кукол им. А. Гайдара Галина Колодчук. – В эпоху доступности современных технологий наш зритель воспринимает кукольный спектакль как реальное чудо.

Многие коллективы используют таинственность театрального искусства и стараются приоткрыть зрителю некоторые секреты «кухни» кукольного спектакля.

– Мы задумали проект для всей семьи, когда за круглым столом прямо на глазах у зрителей будет создаваться поролоновый спектакль. Потом семья сама будет мастерить кукол, а мы поможем ей сделать домашний театр, – поделилась Лариса Отмахова.

А вот Братский театр кукол «Тирлямы» воспитывает будущих кукольников уже с детского сада.

– Наши режиссеры, бутафоры и актеры выезжают в детские сады и работают над созданием мини-спектаклей, – рассказал директор Михаил Наприенко. – Потом ребята на нашей сцене показывают свои постановки. В этом году в программе участвуют пять детсадов, и запись уже распределена на несколько лет вперед.