25.03.2016 07:15
Рубрики
Парламент
Теги
#ЗС
25.03.2016 07:15

Ольга Носенко: Как бы ни был хорош закон, последнее слово за практикой

Комитет по собственности и экономической политике наряду с бюджетным – самый многочисленный в Законодательном Собрании: в него входят 10 депутатов. И каких! Руководители и председатели совета директоров ведущих предприятий, для которых экономика не отвлеченная наука, а способ мышления. Кроме твердых позиций и крепких знаний у них есть качество, которое очень импонирует председателю комитета Ольге Носенко.

– Пунктуальность. Назначен комитет на десять утра – в десять все уже на месте. На что уж Александр Алексеевич Вепрев занят выше головы, все-таки директор авиазавода, мог бы сослаться на занятость, но нет: не пропустил ни одного заседания комитета, ни одной сессии.

– Вы, кажется, тоже везде успеваете: кроме своего комитета недавно выступали в комитете по жилищной политике и ЖКХ Госдумы. Что вас туда привело?

– Защищала наше законодательное предложение. Можно было, конечно, и не ездить, изложить на бумаге. Но решили объяснить свою позицию лично на комитете в Госдуме. А дело касалось ни много ни мало как поправки в Жилищный кодекс. Он требует, чтобы жильцам муниципальных квартир в домах, подлежащих сносу как ветхое аварийное жилье, предоставлялось равнозначное жилье в том же населенном пункте. Но это правило хорошо для южных районов нашей области, а для северных совершенно не подходит. Строить новые дома там дорого: все завозное. К тому же опытные строители наперечет. А построить нужно немало, около 50 тыс. кв. м, чтобы обеспечить новым жильем более 3 тыс. человек. Вот мы и предложили с согласия жильцов предоставлять квартиры в любом другом населенном пункте области. И были не одиноки, нас поддержало 27 субъектов Российской Федерации.

– Я заметил, на каждой сессии депутаты рассматривают поправки к федеральным законам, предлагаемые законодателями других регионов, и, как правило, их одобряют. В знак провинциальной солидарности?

– Исключительно из целесообразности. На местах виднее, как закон работает, где в нем лишние или, наоборот, недостающие положения. Ведь это дума поселка Артем Бодайбинского района подсказала нам выступить с законодательной инициативой. Они считают, что отдаленные северные поселения не в силах реализовать право на переселение из ветхого и аварийного жилья. Невозможно на заложенную в программе цену в 33 тыс. рублей за кв. м построить дом. Дешевле выделить жилье в другом месте, чем перевозить стройматериалы к ним за тысячу километров.

– Как отреагировал комитет Госдумы на ваше предложение? Сумели убедить их внести поправку в Жилищный кодекс?

– К нашей инициативе отнеслись с пониманием, сказав, что идея правильная, но проблема в том, что поправка в Жилищный кодекс распространяется ведь не только на нашу область, но и на всю страну. А как это отзовется во всероссийском масштабе – пока непонятно. Пообещали, что комитет рассмотрит детально, проведет необходимую экспертизу и будет способствовать продвижению нашего предложения.

– Будем надеяться, что госдумовцы не будут тянуть с поправкой, как они тянули с законом об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Если не ошибаюсь, он пролежал в Госдуме пять лет?

– Не меньше.

– Почему столь прохладное отношение?

– Ну, я не депутат Госдумы, мне трудно судить. По всей видимости, кому-то было выгодно попридержать закон.

– А вы без федерального закона не могли принять областной?

– Принять, конечно, могли, но он был бы нелегитимным, его в каждом суде можно было бы оспорить. Мы и письма писали, и нашего депутата в Госдуме Сергея Тена подключали. И только в июле прошлого года долгожданный федеральный закон, регулирующий пассажирские перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, был принят. И мы уже на последней сессии, буквально за несколько дней до Нового года, успели принять сразу в двух чтениях свой областной закон.

– Необходимость в нем была большая?

– Он должен был определить: кто за что отвечает в транспортном обслуживании населения. Когда мы провели круглый стол, то увидели, что в этой сфере царит полная анархия. Рынком перевозок командует частник, захватывая самые выгодные маршруты, а невыгодные – сбрасывая на плечи муниципального транспорта, который выживает только за счет многомиллионных бюджетных дотаций. Особенно страдал Иркутск. При цене билета в 12 рублей, которая не менялась уже много лет, реальные издержки на перевозку одного пассажира оказались вдвое больше. Нужен был хозяин.

– И вы, если я не ошибаюсь, передали своим законом хозяйские функции муниципалитетам?

– Совершенно верно. Они назначают наиболее удобные для горожан маршруты, остановки, расписание движения, следят за состоянием транспортных средств, чтобы они обеспечивали безопасность движения. И, конечно, определяют тарифную политику. Мэру на месте виднее, какую стоимость проезда назначить, чтобы не ущемлять интересы ни пользователей транспортных средств, ни перевозчиков.

– Ваш комитет уже не раз выносил на обсуждение областной закон о капремонте многоквартирных домов. Закон создан на основе федерального, поменять его коренным образом нельзя, но вы вносите в него поправки.

– Действительно, отменить взносы на капремонт мы не можем, понятно, что одно государство не в силах осилить такие расходы. Хотя не исключаем возможность дополнительного финансирования из областного бюджета. А поправки касаются сроков проведения капремонта. В области в течение 30 лет необходимо отремонтировать почти 15 тыс. домов. Если раньше они были разбиты на пятилетние периоды, то сейчас мы сделали их трехлетними. А вот гарантии будут выдаваться на пять лет. Еще одна существенная поправка: условия отбора подрядных организаций будут определяться российским правительством.

– Депутат Анатолий Дубас вносил законопроект о выводе из списка жилья, подлежащего капремонту, домов, физический износ которых превышает 70%. Сейчас они вынуждены вносить на капремонт деньги, но он их домам вряд ли поможет. Вы его поддержали?

– Сознавая всю остроту проблемы, мы вынуждены были отклонить. Дело в том, что сегодня в федеральную программу переселения из ветхого и аварийного жилья включены только те дома, которые были признаны таковыми до 1 января 2012 года. Жильцов необходимо обеспечить новыми квартирами до 2017 года. И они будут обеспечены. Но расширять список аварийного жилья – это значит взваливать на областной бюджет непосильную обузу, которая оценивается в 30 млрд рублей. Такой объем работ можно осилить лишь с федеральной помощью. Над этим мы сейчас работаем совместно с областным правительством.

– Ваш комитет как никакой другой отвечает за исполнение депутатских запросов. Сколько их сейчас числится?

– Было семь, но на последнем заседании комитета мы сняли один с контроля. Это, пожалуй, у нас самый долгожитель, отправленный еще двумя депутатами предыдущего созыва в адрес губернатора Дмитрия Мезенцева. Касался он затянувшегося строительства Иннокентьевской слободы. Первые пять блок-секций там возвели довольно быстро, а потом начались всяческие сложности: то деньги испарились неизвестно куда, то подрядчик обанкротился. Мы, можно сказать, глаз не спускали с этой стройки, постоянно заставляя отчитываться членов правительства, его курирующих. И вот, наконец, министерство строительства нам доложило: все 20 блок-секций благополучно сданы и заселены жильцами. Осталось лишь, дождавшись тепла, завершить благоустройство прилегающей территории.