Тельмоград, или Божие место
Журналист Василий Скороход выпустил сборник об истории Тельмы
В поселке Тельма Усольского района идет юбилейная «страда». В 2015 году здесь праздновали 350-летие со дня основания поселения, а в августе верующие будут отмечать 200-летие знаменитого Казанского храма, давно ставшего визитной карточкой всего района. Однако прошлое и самого поселка, и белокаменной его церкви по-прежнему хранит в себе немало неизведанного. Даже сама дата образования Тельмы все еще вызывает вопросы. Ответы на них попытался найти усольский журналист и краевед Василий Скороход в своем сборнике «Тельма. 350 лет в истории».
Откуда есть пошла земля тельминская
Божие место, Тельмоград, а то и «пьяная деревня» – как только не называли этот поселок и сами тельминцы, и жители окрестных сел и городов. Стоящее на тракте или, по старому, верстовой Московской дороге поселение радует глаз красавицей церковью, гирляндой прудов и видами на окрестные поля и холмы за рекой Ангарой. Самые славные свои дни, когда Усолье было заштатной деревенькой, по сравнению с этим волостным центром, Тельма, с ее промышленными предприятиями, пережила в позапрошлом веке. Да и в XX столетии здесь процветали швейное и спиртовое производства, откормочный совхоз и другие предприятия. Теперь многое стало лишь страницей истории. Ею-то и заинтересовался мой собеседник, давний знакомый, усольский журналист и краевед Василий Скороход.
– Основные материалы для сборника об истории Тельмы лежали в компьютере года с 2011-го. Мы их подготовили с соавтором, коллегой, ныне уже, к сожалению, покойным Алексеем Ильинским. Денег не могли найти на печать. Но к юбилею спонсоры нашлись. Подготовили мы ее на технической базе газеты «Усольские новости и мiровые репортажи». Спасибо за это учредителю – Сергею Бутакову. С ним мы, кстати, вдвоем немало поездили по архивам. Он свое генеалогическое древо составлял, я готовил материалы для книг, в том числе и этой.
– Какой самый главный вопрос был для вас в подготовке этого издания?
– Мы спорили о дате основания Тельмы – с историками, с главой администрации и Алексеем Ильинским, в соавторстве с которым мы написали пять книг. Так к единому выводу и не пришли. Я считаю, что поселение образовалось раньше указанного на стеле у восточного въезда в Тельму 1660 года. Первое описание этой местности дал в 1675 году царский посол Спафарий – он же Николае Милеску. Отправляясь по указу Алексея Михайловича на амурскую границу и проплывая по Ангаре, он в своем «Дорожном дневнике» написал следующее: «На правой стороне деревня Михалево (место основания будущего Усолья-Сибирского. – Авт.), а стоит на острову, а против деревни, на той же стороне, остров, и на том острову жители той деревни Михалевой соль варят, а иным варить не дают; на той же стороне – юрты зимние братские, от деревни Михалевой восемь верст, а те юрты стоят возле протоки, и идет та протока до самого Ыркутского острога…» То есть, ранее тут жили буряты, но данные о них не зафиксированы.
Кто-то считает датой основания Тельмы 1731 год, когда по указанию Витуса Беринга в месте впадения Большой Тельминки в Ангару был построен «железоделательный завод» для оснастки судов его экспедиции. Но ведь значит, до этого что-то тут уже было. Хотя бы рабочая сила.
Железоделательное производство, правда, оказалось Берингу ненужным – далеко от моря, да и качество металла, судя по всему, подкачало. В 1734 году Иркутский и Нерчинский епископ Иннокентий требовал, чтобы тельминский завод был продан за 700 рублей Вознесенскому монастырю. Но некий управитель предприятия, комиссар Бурцев, имел на этот счет иное мнение и предложил продать производство…охотникам, чтобы те не испытывали нужды в железе. Об этом факте в своих воспоминаниях писал государственный деятель Василий Татищев, который в 1730-е годы начальствовал над горными казенными заводами. В его же документах значилось, что в 1736 году «запустелый» железоделательный завод, который капитану – командору Беренгу оказался неудобен, велено было продать Бобровскому для строительства мануфактуры и суконовалятельной мельницы.
Феномен процветающей Тельмы
– Со временем в поселке развернулся целый комбинат, который периодически менял или дополнял свой профиль, – продолжает рассказ журналист. – Чего здесь только не выпускалось – сукно, ткани, клей, мыло, кожевенные изделия, картон, бумага, зеркала, стеклянная посуда. На фабрике также были налажены маслобойное, мукомольное, винокуренное, красильное, лесопильное, известковое, смолокуренное производства. Любопытный факт. В 1811 году знаменитый военный министр, князь Барклай-де-Толли, представлял императору Александру I образцы сукна, которые были окрашены по способу, придуманному подполковником Иваном Соколовским, возглавлявшим в то время фабрику. Новый способ царь одобрил. Но все же он не получил широкого применения во всей России. Тельминское сукно отпускалось на обмундирование только сибирских гарнизонов. Однако в 1819 году Соколовского все же наградили орденом Святой Анны II степени «за изобретение способа окраски сукон».
Жители поселка и по сей день нет-нет да и выкопают в своих огородах осколки флаконов или штофчиков фирменного тельминского стекла – бирюзовых или окрашенных в цвет морской волны. Сохранилось множество похвальных оценок современников о его качестве. Писатель Василий Паршин, в 1849 году посетивший фабрику, сообщал, что «хрустальная посуда по прочности и красоте отделки своей не уступает привозимой из Москвы».
Но если о качестве тельминского стекла более-менее известно, то факты о промышленном развитии поселка открываются именно на страницах этой книги. Мало кто знает, что краснодеревщики Тельмы тягались в мастерстве с иркутскими мебельщиками, что здесь изготавливались добротные дорожные экипажи, что выращивали на местных полях ворсовальную шишку для выделки равендука – парусной ткани.
Казанская церковь – визитная карточка района
В августе этого года прихожане храма Казанской иконы Богородицы будут отмечать его 200-летие.
– Это очень необычное для Сибири, уникальное храмовое здание. И до сих пор неизвестно, кто был автором проекта. В церковных архивах говорится о неких итальянских архитекторах, а ведь и правда, здесь были элементы, свойственные для католических храмов – например, часы, которые каждый час играли новую мелодию, или фигуры движущихся ангелов с трубами. Где-то упоминается о мастере Шорине и художнике-архитекторе Мухине. Есть предположения, что в проектировании участвовал иркутский архитектор Кругликов, на творчество которого вроде бы как повлиял петербургский архитектор Казаков.
Беседуя за чашкой чая, мы с Василием Петровичем вспоминаем, как в разное время настоятель прихода протоиерей Сергей Кандыбин водил нас на высокую колокольню, чтобы показать остатки церковного часового механизма. Именно при этом священнике в храме была проведена большая реконструкция.
– Сколько сил, средств, любви было направлено на реставрацию храма, которая длилась несколько лет. Взять хотя бы внутреннее убранство всех этих колонн, пилястр – это дело рук ивановских мастеров и жителя поселка, всемирно известного резчика Ивана Зуева. Он – настоящее тельминское чудо нашего времени, талантливый человек, победивший во множестве международных фестивалей и чемпионатов среди скульпторов. Недаром он стал почетным гражданином Усольского района.
О тельминском спирте, огурцах и сале
В книге не обошлось без фирменной у усольских журналистов черты – подмечать повсюду курьезы. Так, в главе, где идет речь о возведении Транссиба, упоминается случай, когда летом 1898 года путейцы, застрявшие около Китоя из-за недостроенного моста, массово ринулись в Тельму за водкой. Этого добра в волостном центре, да еще с собственным спиртзаводом, водилось немало. С закуской тоже проблем не было. Отменные огурцы, которые солили по особому рецепту и хранили в мелких бочонках в родниках, славились на всю округу. То же можно сказать и про сало местных поросят, взращенных на барде – пахучей жидкости, остававшейся от винокуренного производства. В общем, масштаб пьяного бедствия оказался таким, что из Иркутска пришлось выдвинуть туда конные полицейские разъезды.
– Василий Петрович, а ведь Тельма для меня не чужой поселок. Мой отец был коренным тельминцем. По семейным преданиям, мои предки жили там несколько веков, в то время когда Тельма процветала. Жаль, что этот заинтересовавший вас феномен остался в прошлом, – обращаюсь на прощанье к своему собеседнику.
– Да, многое забыто, крупные предприятия не работают уже. Но жив поселок. Спортсмены побеждают на разных соревнованиях, творческие коллективы там хорошие, предприниматели местные не бедствуют, благо федеральная трасса, та самая верстовая Московская дорога, проходит через поселение, вот и книгу помогли они нам издать. Конечно, многие ездят на работу в тот же Железнодорожник, в соседние города, но возвращаются домой, в свой Тельмоград – Божие место. Да и мало ли как история может еще повернуться… А ты фамилии предков своих мне напиши, я поищу данные в архивах, может, удастся какие-то открытия сделать…