«Портрет» современника
В ТЮЗе поставили спектакль по произведениям Николая Гоголя
Историю о том, к чему приводят компромиссы с самим собой, поставил на малой сцене Иркутского областного театра им. А.В. Вампилова режиссер Александр Гречман. Трагикомический фарс «Портрет» создан по мотивам одноименной повести Николая Гоголя, фрагментов из «Невского проспекта» и «Старосветских помещиков». Несмотря на то что действие спектакля происходит в XIX веке, история получилась очень актуальной для нашего времени, ведь за прошедший век с небольшим человек не стал менее порочным.
«Вы сразу становитесь пленником завораживающего повествования писателя, его острого взгляда, пронизывающего до костей обличения и смеха, после которого хочется зарыдать, – пишет Александр Гречман в аннотации к спектаклю. – Нет-нет да возникает странная фантазия. А что, если бы Николай Васильевич вдруг сегодня прошелся по нашему городу, посмотрел, как мы тут. Что бы случилось? Нет, не с нами, а с Гоголем от увиденного? Впал бы в отчаянье, что все, о чем говорил, призывал, над чем мучился, смеялся и от этого еще больше страдал, все напрасно? Мир ничуть не стал лучше, чище, добрее»…
На малой сцене ТЮЗа нет занавеса, поэтому зритель сразу погружается в творческую атмосферу. Пространство мастерской, а на деле – темной сырой коморки художника Чарткова (Сергей Павлов) завешено холстами. Здесь юный талант обитает вместе со своим «приспешником, натурщиком, краскотерщиком и выметателем полов» Никитой (Илья Крикун). В крайней бедности и даже под угрозой выселения, но полный творческого вдохновения. Пока вдруг не покупает на последние деньги странный и страшный потрет старика, глаза которого как будто «вырезаны из живого человека». В спектакле этот образ возникает в виде жуткого косматого старца, силуэт которого подсвечен сзади. Но суеверный ужас перед портретом пропадает, как только выясняется, что в нем был тайник, где спрятано «1000 червонных».
Так Чертков начинает новую жизнь, полную обещаний погрузиться в чистое творчество. Но постепенно из талантливого живописца он превращается в модного салонного художника, наделяющего своих именитых моделей теми качествами, которыми они не обладают, но так желают блистать перед знакомыми на своих парадных портретах. От одного позирования к другому режиссер показывает, как жажда наживы и славы развращает Чарткова. Сначала он лишь соглашается приукрасить лицо юной девушки Лизы (Анна Конончук), потом изображает ее мать (Марина Егорова) в виде прекрасной Клеопатры. И вот уже его очередная «модель» – бывший хозяин его квартиры (заслуженный артист РФ Николай Кабаков), которому захотелось быть запечатленным в образе судьи, для пущей достоверности сечет Никиту кнутом.
Особенно хороши в спектакле сцены с позированием помещиков Пульхерии Ивановны (Людмила Попкова), Афанасия Ивановича (заслуженный артист РФ Владимир Привалов) и баронессы (Галина Проценко). Выписанные артистами и режиссером в лучших традициях русской психологической школы, эти образы контрастируют с остальной тканью спектакля, которая создана скорее в символическом ключе. Сцены еще больше подчеркивают абсурдность существования художника, который каждый раз, создавая очередную ложь, предает свои убеждения. Его терзания наверняка не оставят равнодушными тех, кто хоть раз шел на подобный компромисс в борьбе за выживание. Знаком с этим непростым выбором и сам режиссер:
– Главному герою не позавидуешь, ведь сначала он мог просто умереть от нищеты и разочарования. Очень обидно, когда ты трудишься, а мир так устроен, что твоя работа не востребована. Тогда ты стараешься выжить всеми силами. Такая ситуация сегодня знакома многим, особенно людям творческим.
Однако итог спектакля не утешителен, ведь когда череда компромиссов приводит к тому, что человек предает свою мечту и отказывается от призвания, в финале он может обнаружить, что его жизнь растрачена впустую. Так происходит с главным героем, который за богатство и славу расплатился собственным счастьем.