28.03.2016 10:09

Закарпатский фон-барон

«Трембита», СССР, 1968

Режиссер: Олег Николаевский

В ролях: Евгений Весник, Ольга Аросева, Савелий Крамаров, Николай Трофимов, Борис Савченко, Людмила Купина, Алексей Чернов, Иван Переверзев, Сергей Блинников, Иван Матвеев, Илья Олейников

Кинооперетта «Трембита» в свое время была очень ценима влюбчивым и непритязательным советским народом. Конечно, эта лента не вошла в беспрекословный золотой фонд, как ее ближайший аналог «Свадьба в Малиновке». Но столь же искренняя незатейливость, как здесь, утрачена мировым кинематографом навсегда, а значит и в «Трембите» можно обнаружить теперь не только чисто историческую, но еще и терапевтическую, седативную ценность.

Вскоре после отгремевшей Великой отечественной в родное закарпатское село возвращается бежавший с немцами бывший дворецкий местного графа Богдан Сусик (Евгений Весник), рассчитывающий разыскать здесь спрятанный его хозяином драгоценный клад. Однако на пути шаромыжника незамедлительно встает его былое увлечение в лице Параси Никаноровны (Ольга Аросева), «ласточки, только в другом масштабе».

Попал в забавный переплет и доблестный сержант-сапер Алексей Сомов (Борис Савченко), который едва успел разминировать окрестности, как был взят на двуствольный прицел строгой и подозрительной девицей Василиной (Людмила Купина). Что ж, Сомов не без удовольствия подчинится приказу гарной Василины следовать до сельсовета, а по дороге туда влюбит свою стражницу в себя, да и сам всерьез к ней воспылает.

А первейший на селе шут гороховый Петро (Савелий Крамаров) так и проходит до конца фильма с миноискателем, чтобы прочесть в итоге следующую характеристику себя любимого в записной книжке местного сплетника Филимона Федоровича Шика (Николай Трофимов): «Петр. Рехнулся на минах. Другой бы на его месте давно подорвался, а этого ни одна мина не берет. Везет же дуракам».

***

Музыкальная комедия с ярко выраженным малоросским колоритом «Трембита» вышла ровно через год после главной оперетты советского экрана – «Свадьбы в Малиновке». Неудивительно, что фильм Олега Николаевского, снятый на скромной Свердловской киностудии, оказался не чем иным, как слабым раствором пресловутой «Малиновки», навеки оставшейся одним из главных достижений «Ленфильма».

Что ж, «Свадьбу в Малиновке» (занимающую пятое место в списке лидеров советского проката за всю его историю) и посейчас прекрасно помнят все, тогда как о «Трембите» такого вроде бы не скажешь. А между тем и этот «слабый раствор» был в свое время весьма популярен, любим и даже обожаем. В год выхода «Трембита» заняла третье место в прокате, уступив пальму первенства лишь «Щиту и мечу» и «Сильным духом». Да и итоговое тридцать четвертое место за все время существования СССР – показатель внушительный.

Конечно, к сегодняшнему дню «Трембита» существенно устарела, ибо и сам жанр кинооперетты давным-давно выдохся. Забылись и актеры, когда-то в опереттах игравшие и певшие. Нынче трудно и вообразить себе тот ажиотаж, который вызывали у среднестатистического кинозрителя Страны Советов одни только имена знатного забавника Евгения Весника и культовой «пани Моники» Ольги Аросевой.

Слава богу, хоть Савелий Крамаров по сей день живее всех живых в сердце всякого отечественного… уже теле-, а не кинозрителя. Крамарова в «Трембите» не так уж много (да и где его было много, кроме как в «Джентльменах удачи»?), но, надо думать, именно за счет него «Трембите» удается регулярно возникать в сетке вещания того или иного канала. Стоит показать в ролике-анонсе Савелия в облачении сапера – и хороший рейтинг этой свердловско-украинской комедии, считай, обеспечен.

Оно конечно, «Трембите» кой-чего ощутимо недостает. Скажем, как и в «Свадьбе в Малиновке» (но в еще большей степени), здесь совсем не получается по-настоящему сопереживать «серьезным», лирическим героям – Василине и Сомову. Да и какая-либо реальная опасность ничуть не угрожает тут этим самым героям, в отличие от той же «Малиновки», острый сюжет которой вплотную приближается к уровню «Неуловимых мстителей».

С другой стороны, с помпезной «Свадьбой в Малиновке» все не так просто – она была снята по государственному заказу к юбилею Великого Октября. «Трембита» же вышла лишь на фоне предшествующего ей успеха, сопутствовавшего целому ряду околоодесских оперетт, как раз в 60-е активно переносимых на кинопленку.

Само название ленты Николаевского (трембита есть национальный украинский музыкальный инструмент в виде длинной трубки) не обязывало ни к чему, кроме местного колорита, беззаботного дурачества и легкомысленных мелодиек, а уж всего этого добра тут навалом.

Глядеть на то, как немолодые, но удалые народные клоуны в лице Весника, Аросевой и Трофимова скачут козликами и мелодически обмениваются рифмованными любезностями да глупостями, можно отнюдь не бесконечно, но те полтора часа, что длится этот фильм, никак не назовешь избыточными. Все, что надо, показали, спели, сплясали, влюбленных поженили, горе-сапера Крамарова от подрыва уберегли. Да еще и восхитительными карпатскими видами попотчевали нас, а колоритнейшие сии места отчего-то не пользовались такой уж популярностью у советских режиссеров.

В качестве занятного курьеза можно отметить мимолетное появление в «Трембите» 20-летнего и еще безусого Ильи Олейникова (в титрах названного по своей настоящей фамилии: И. Клявер). В следующий раз Олейников сыграет в кино только через двадцать лет после «Трембиты», но к тому времени от лучших традиций славного советского синематографа не останется почти ничего. В 68-м же советский кинематограф находился на пике формы – и это заметно даже на примере не очень значительных картин того времени. Так что при желании и сейчас можно разглядеть да уразуметь, что такого уж особенного находила огромная аудитория огромной страны в милых, простоватых и как бы необязательных комедийках-оперетках навроде «Трембиты».