Общественная ревизия лесных проблем
На мартовское заседание Общественного совета при Законодательном Собрании под председательством спикера ЗС Сергея Брилки было вынесено три вопроса, два из которых касались лесных проблем: закупки и переработки дикорастущих плодов и мер по пресечению незаконного оборота древесины.
Потерянные дикоросы
Как известно, Иркутская область – одна из богатейших в стране по запасам таких лесных ресурсов, как ягода, кедровый орех, грибы. Но, к сожалению, как констатировал вице-спикер ЗС, председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Кузьма Алдаров, система закупок лесных даров пока еще слабо развита.
По его словам, примером системного подхода может служить Томская область, с опытом которой он познакомился, принимая участие в заседании Координационного совета по лесному хозяйству и возобновляемым природным ресурсам межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».
– Там еще три года назад была принята программа по развитию сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья. Оборот достигает одного миллиарда рублей ежегодно, – отметил Кузьма Алдаров.
В Иркутской области эти цифры куда скромнее. Как сообщил замруководителя Агентства лесного хозяйства Алексей Ступин, среднегодовой объем заготовок чуть превышает полутысячу тонн. В их числе 120 тонн березового сока, 270 тонн кедрового ореха и всего лишь 3 тонны грибов.
И сдерживающим фактором, как он утверждает, является Лесной кодекс, по которому заготовка пищевых ресурсов может осуществляться только на арендованных для этой цели лесных участках. А населению разрешается собирать ягоды и грибы лишь для собственных нужд, без права перепродажи. И пока это законодательное «табу» не будет устранено, ни о какой полноценной заготовке не может идти речи. Надо выходить на федеральный уровень с законодательной инициативой, чтобы заготовку и закупку дикоросов можно было вести без аренды участка, а лишь на основе договора купли-продажи, считает Алексей Ступин.
– А почему в Томской области никакой Лесной кодекс не мешает заготовке дикоросов? – резонно заметил Сергей Брилка. – Надо опыт перенимать, и чем быстрее, тем лучше.
С ним была согласна и председатель Иркутской областной общественной организации «Российский союз сельских женщин» Нина Суворова. Она заметила, что подобную тему Общественный совет поднимал в июне прошлого года, направлял свои рекомендации в адрес минсельхоза, но ничего не сделано.
Руководитель молодежного благотворительного фонда «Возрождение земли сибирской» Елена Творогова рассказала, что они четвертый год ведут проект «Школа экологического предпринимательства». И каждая третья идея, высказываемая ее участниками, это сбор и переработка дикоросов.
– Мы упор делаем на фермеров, им помогаем, а надо бы помочь и тем, у кого есть желание заняться переработкой лесных даров, – сказала она.
Члены совета сошлись во мнении, что рассматриваемая тема архиважная, особенно для глухих таежных поселков, где царит тотальная безработица. Решено окончательное рассмотрение вопроса перенести на июнь, когда будет разработана программа по закупке и переработке дикорастущих плодов и ягод.
Нарушать закон толкает нужда
Как сообщил Кузьма Алдаров, по разным оценкам, незаконный оборот древесины составляет от 3 до 7% от общей заготовки леса, которая достигла в прошлом году 34 млн кубометров.
– Меры, которые принимаются, не приносят пока значительного результата, – резюмировал он.
Судя по информации, которую предоставил замруководителя Агентства лесного хозяйства Денис Удалов, в деле защиты леса от браконьерских набегов задействовано немало людей. В рамках государственного лесного надзора в минувшем году проведено 18,7 тыс. проверок лесопользователей, что больше на 15%, чем в предыдущем году. Было выявлено 5,5 тыс. нарушений лесного законодательства, в том числе почти 3 тыс. случаев незаконной рубки лесных насаждений. Объем древесины, добытой браконьерским способом, составил 670 тыс. кубометров. Ущерб оценивается в 3,5 млрд рублей. По 2,8 тыс. установленных фактов незаконной рубки материалы направлены в следственные органы. К уголовной ответственности привлечено более 700 черных лесорубов.
Денис Удалов отметил, что основной объем незаконных рубок приходится на арендованные лесные участки. Сейчас Агентством лесного хозяйства рассматривается возможность привлечения к ответственности арендаторов лесных участков, вплоть до расторжения с ними договоров аренды, поскольку именно на них в первую очередь налагается ответственность по охране, защите и воспроизводству лесов.
В число факторов, осложняющих борьбу с незаконными рубками, входят, по словам Удалова, три основных: огромная площадь лесных массивов, плохо поддающаяся контролю, малая численность гослесоохраны – 418 инспекторов на 7 млн гектаров леса и высокий спрос на сибирскую древесину на рынках Китая.
– Есть еще фактор, способствующий незаконной рубке, – отметил президент Иркутского регионального объединения работодателей «Партнерство товаропроизводителей и предпринимателей» Алексей Соболь. – Это безработица. Нужда гонит людей в лес, заставляет нарушать закон. Я бы посоветовал правительству наряду с планами по охране леса разработать программу занятости населения в отдаленных поселках.
Одной из форм занятости, по мнению спикера Сергея Брилки, могло бы стать лесовосстановление.
– В большинстве проектов арендаторов, как мне известно, восстановление леса закладывается как самозасев. Но мы видим, что естественным образом лес восстанавливается плохо. Лишь искусственные посадки возвращают лесу жизнь. Так почему бы не сделать это правилом, вменив арендаторам заниматься только искусственным лесонасаждением? Таким образом, мы могли бы занять на посадке саженцев немало людей.
Медицина должна быть в шаговой доступности
Третий вопрос, который был в повестке дня заседания Общественного совета, касался состояния медицинского обслуживания населения области. Как заметил вице-спикер ЗС, председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Андрей Лабыгин, тема злободневная, вызывающая у населения много нареканий.
– Интенсивная застройка микрорайонов, особенно в Иркутске, накладывает дополнительную нагрузку на поликлиники, с которой они зачастую не справляются, снижая уровень доступности и качества медицинской помощи.
Действительно, как подтвердил областной министр здравоохранения Олег Ярошенко, нагрузка на поликлиники Иркутска только за 2015 год увеличилась на 21 тыс. человек. Это объясняется расширением зоны их обслуживания, куда вошли жители новых жилых комплексов и коттеджных поселков, расположенных на территории Иркутского района. Областным минздравом выявлена необходимость в дополнительных медицинских кабинетах участковой службы в Октябрьском, Свердловском и Ленинском округах Иркутска.
В прошлом году были открыты медкабинеты и амбулатории детской поликлиники № 8 в Ленинском районе, городской поликлиники № 6 в ЖК «Академия», офис врача общей практики поликлиники № 17 в микрорайоне Союз. Сегодня решен вопрос о передаче городской поликлинике № 4 площадей, ранее занимаемых муниципальной аптекой, для размещения там женской консультации. Прорабатывается вопрос об организации в Свердловском районе филиала городской детской стоматологической поликлиники.
Отвечая на вопрос членов совета об обеспеченности медицинских учреждений врачебными кадрами, Олег Ярошенко сказал, что средняя укомплектованность по врачам составляет лишь 56,5%. Если в 2013 году их численность по области составляла 9,5 тыс. человек, то сейчас – 8,4 тыс. Особенно дефицит ощущается по узким специалистам: фтизиатрам, психиатрам, наркологам…
– Хорошо зарекомендовала себя программа «Земский доктор», действующая уже пятый год. По ней больше 320 молодых специалистов переехало в сельскую местность.
По итогам обсуждения члены Общественного совета приняли ряд рекомендаций. Следующее заседание состоится 30 мая.