«Прощание в июне» 45 лет спустя
Поговорить со зрителем языком Александра Вампилова захотел режиссер Геннадий Гущин и поставил на основной сцене Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова «Прощание в июне» – первую большую пьесу драматурга. Созданная в 1963 году, она оказалась удивительно созвучна дню сегодняшнему. И это, несмотря на ретроконтекст: песни того времени, костюмы и декорации.
– Я давно мечтал поставить эту пьесу. Заболел «Прощанием в июне», когда учился на первом курсе Иркутского театрального училища, – рассказал Геннадий Гущин. – Впервые увидев этот спектакль на сцене Иркутского драмтеатра, я испытал восторг.
История из жизни иркутских студентов разворачивается на фоне очень мобильных декораций, которые придумал главный художник театра Александр Плинт. Цветущие деревья, заборы и лавочки на колесиках с легкостью трансформируют пространство из парка в кладбище, затем в квартиру ректора, дачу Золотуева и университет.
Действие на сцене начинается еще до третьего звонка – артисты, которые исполняют роли студентов, – читают стихи, поют, разговаривают. Этот прием постепенно погружает зрителей в контекст истории, а игра на акустической гитаре Алексея Орлова (II) делает спектакль еще более атмосферным и живым.
– Драматургия Вампилова, на мой взгляд, нужна для того, чтобы в нашем сложном мире, где все перевернуто с ног на голову, сохранить светлое восприятие действительности, – считает Геннадий Гущин. – Но мне кажется, наш спектакль гораздо мрачнее той светлой комедии, которую написал Вампилов. Его юмор в постановке, конечно, присутствует, но основная тема – сделки с совестью – заставляет серьезно задуматься и заглянуть внутрь себя. Ведь только совесть может не позволить человеку воровать из казны, выбрасывать мусор из окна автомобиля, лгать и совершать другие неблаговидные поступки.
Однако мнение режиссера насчет мрачности постановки явно не совпало с ощущениями зрителей, ведь в зале все время звучал смех. И это неудивительно, ведь в спектакле немало комического, в лучшем смысле этого слова. Сначала в этом амплуа солирует нетрезвый Гомыра (Алексей Орлов (I), потом эстафету подхватывает ректор Репников (заслуженный артист РФ Яков Воронов), угодивший лицом в пирожное с кремом, и продолжает Золотуев (заслуженный артист РФ Николай Дубаков). Играя вроде бы отрицательных персонажей, заслуженные мастера сцены, с присущим им комическим дарованием, создают некую внутреннюю дистанцию между собственной личностью и образом. Это позволяет увидеть в их персонажах не хрестоматийных злодеев, а обычных людей, которые, сделав ряд неверных выводов из жизненных ситуаций, превратились – один в манипулятора и приспособленца, а другой – в вора и взяточника. При этом режиссер не лишает их шанса на духовное возрождение.
– На мой взгляд, мы не можем лишать любого человека надежды на спасение даже за минуту до его смерти, – отметил Геннадий Гущин. – Может быть, кто-то со мной не согласится, но я считаю, что у каждого есть шанс исправиться в жизни. Что касается главного героя – Колесова, то мы не просто констатируем факт его сделки с совестью и предательство близкого человека, а внутренне рыдаем над тем, что с ним происходит.
Колесов (Николай Стрельченко) в спектакле не игрок, который всеми силами старается остаться в университете и избежать тюрьмы, а запутавшийся человек. Он по-настоящему влюбляется в дочку ректора Таню (Кристина Разумова), но потом вдруг слишком легко соглашается пожертвовать их отношениями ради окончания университета.
– Никто из нас не знает, как он поведет себя в экстремальной ситуации, пока в нее не попадет, – считает Геннадий Гущин. – Иногда страх потерять то, что у тебя есть, способен вовремя скорректировать внутреннюю мораль. И вот уже человек идет на маленькую подлость, ложь или предательство, чтобы сохранить собственное благополучие.
Особенно если вокруг так поступают все. Режиссер намеренно приглушил лирическую линию Колесова и Тани, хотя герой предает самую большую, по Вампилову, ценность – любовь. Он вынес на первый план взаимоотношения Колесов – Репников, Колесов – Золотуев. Первый, в данном случае, выступает дьяволом-искусителем, а второй с позиции прожитых лет утверждает, что честных людей нет, тем самым подавая плохой пример. Благодаря этому становится понятно, что часто неокрепшую юношескую мораль легко сломить умудренным опытом прагматизмом и цинизмом. Однако в финале герой все-таки находит в себе силы поступить по совести.
Финал спектакля остается открытым – герои вновь встречаются на остановке, знакомятся, и хочется верить, что у них еще есть шанс все исправить. В целом постановка оставляет очень светлое и позитивное ощущение, заставляя вспомнить лучшие годы юности тех, у кого она уже позади, и укрепляя веру в вечные ценности у тех, для кого жизнь только начинается.