Театр на холсте Александра Тышлера
Романтика и сказочника Александра Тышлера не случайно называют, прежде всего, художником театра. Не потому, что его живопись и графика вторичны по сравнению со сценографией. Все произведения художника – подлинные шедевры изобразительного искусства. Но сама природа театра словно раскрывается на его холстах без занавеса и кулис. Выставка «Александр Тышлер. Художник счастья» открылась в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева.
– В фондах нашего музея есть замечательная коллекция выдающегося Александра Тышлера, и мы впервые представляем ее целиком широкой публике, – рассказал на открытии генеральный директор музея Александр Гимельштейн. – Живописец, график, скульптор, он стоит в первом ряду самых ярких авторов XX века, а в связи с тем, что он еще и выдающийся театральный художник, было решено приурочить открытие к Всемирному дню театра.
Всего в экспозиции представлено 10 работ Александра Тышлера, созданных в 1960-е–1970-е годы. В Иркутский художественный музей они поступили в 1980 году из Главного управления культуры Мосгорисполкома. Кроме того, театральную тематику экспозиции дополняют макеты к спектаклям «Король Лир» и «Ревизор» главного художника Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Александра Плинта и снимки со спектаклей известного фотографа Анатолия Бызова. На открытии выступили артисты иркутского содружества актеров Центра «Новая драма».
– Сценография – это отдельное искусство, которое очень сильно обогащает спектакль, – отметил директор Иркутского драмтеатра Анатолий Стрельцов. – Когда-то Станиславский сказал, что театр – это артист и коврик, и, по сути, эта формула неоспорима. Но декорация – неотъемлемая составляющая театра, и она содержит в себе множество символов, позволяющих более глубоко исследовать те идеи, которые режиссер и постановочная группа ставят перед зрителями. Очень хочется, чтобы эта выставка помогла людям лучше понять мир театра.
Интересно, что в каждой работе Александра Тышлера зашифровано множество символов. Все вместе они складываются в таинственный, почти мистический мир, созданный тем не менее из вполне реальных предметов. При этом если вы захотите найти аналоги его творчеству в мировом искусстве, вы, скорее всего, их не найдете. Искусствоведы называют автора одним из основоположников «неофициального» русского авангарда середины ХХ века, что роднит его, например, с Марком Шагалом. При этом Александр Тышлер совершенно ни на кого не похож.
– Мы знаем, что Тышлер занимался живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, но сама природа его произведений наполнена театром, – подчеркнула заместитель директора по науке Татьяна Огородникова. – Александр Тышлер – художник, который работал во многих театрах. Например, в Еврейском театре, когда там трудились Михоэлс и Мейерхольд, был художником Театра Ромен, театра им. Горького и Малого. Особенно художника увлекал мир Шекспира. Сам он признавался, что именно художник-Шекспир сформировал художника-Тышлера.
На выставке можно увидеть картины Александра Тышлера из нескольких циклов «Цветочные полки», «Свадьба» и «Балаганчик». Художник вообще работал преимущественно сериями, ведь таким образом можно было лучше и полнее раскрыть тему. Центральный образ каждой из серий – женщина, которая что-то несет на своей голове. Сам Александр Тышлер признавался, что это воспоминание детства, ведь он вырос на юге, где все носят все на голове.
– В серии «Балаганчик» Александр Тышлер поместил на голову прекрасной незнакомки целый мир древнерусского театра, – рассказала Татьяна Огородникова. – В другой серии мастер изобразил нарядных невест, которые позднее стали цветочными полками, ведь часто один цикл у него плавно перетекал в другой, поэтому трудно понять, к какой конкретно серии относится то или иное произведение. В любом случае, все эти работы раскрывают творческий почерк художника, и мир фантастический, увлекательный, не всегда понятный, но в который так хочется проникнуть.