Ольга Бельская: Неигровое кино – это правда жизни
Кинопроизводство Иркутской области находится на пороге нового этапа развития, уверена председатель регионального отделения Союза кинематографистов, режиссер Ольга Бельская. О создании киноцентра, который объединит под своей крышей представителей этой отрасли, она рассказала газете «Областная».
– Ольга Герасимовна, скольких кинематографистов объединяет ваш Союз?
– По количеству членов Союза – у нас 33 человека, мы в России занимаем восьмое место. Это немного, по сравнению с Москвой, Санкт-Петербургом или Екатеринбургом. Но и немало, если иметь в виду тот же Красноярск. Другое дело, что большинство из них зрелые кинематографисты – сотрудники Восточно-Сибирской студии кинохроники. Но это не мешает многим из них, например, оператору Евгению Корзуну и режиссеру Владимиру Куренскову, быть активными участниками кинопроизводства. Совсем недавно они сняли замечательный фильм о поляках в Вершине «Мечта о земле». А за последние пять лет Союз омолодился – в него вступили такие известные иркутские кинематографисты, как Юрий Дорохин, Татьяна Скороходова, Вячеслав Столяров, Глеб Степанов, Тимофей Марков, Роман Рютин, Андрей Закаблуковский, Игорь Губарев. С ними мы связываем большие надежды в развитии регионального кино. Другое дело, что у нас нет широкой площадки, где можно смотреть такие фильмы.
– А Дом кино не удовлетворяет потребность в прокате неигровых фильмов?
– Конечно, эта площадка лучше, чем ничего. Но для Иркутска этого мало, нужны другие киноплощадки, где можно демонстрировать лучшие образцы игрового и неигрового кино. Например, я могу вспомнить документальные ленты, которые смотрела, когда мне было шесть-десять лет. Тогда в кинотеатрах перед каждым художественным фильмом, детским или взрослым, показывали хронику. Считаю, что эта практика воспитывала вкус, пусть иногда даже против воли. Нам сегодня есть что показать. Иркутский областной кинофонд, продолжая традиции Восточно-Сибирской студии кинохроники, уже несколько лет снимает киножурнал «Земля у Байкала». Поэтому не только производство, а прежде всего, прокат в нашей стране и, соответственно, в регионе – основная проблема.
– Назовите последние достойные фильмы иркутских кинематографистов.
– Навскидку – режиссер Владимир Самойличенко снимает фильм о фонде Тихомировых. Режиссер Мария Кельчевская заканчивает серьезный проект – «Святитель Иннокентий (Вениаминов) – имя славное и почтенное. Ждем новую работу режиссера Александра Голованова.
– Сколько фильмов в год снимается в Иркутской области?
– Такой статистики нет, тем более что это фильмы разного уровня. Например, многие режиссеры снимают рекламные ленты, которые тоже бывают хорошего качества, но у них совершенно другие задачи, чем у документального кино. Кроме того, у нас очень много разных студий.
– Это профессиональные студии?
– Трудно однозначно ответить на этот вопрос, потому что само определение «профессиональные» сегодня размыто. Есть, например, направление кинематографистов, которые называют себя видеографами. Один из них – Андрей Дахневич, который снимает фильмы об Иркутске. В них не хватает работы сценариста и режиссера, но есть шикарная операторская работа. Просто кино – это коллективное творчество, и один человек редко может брать на себя все функции. В основном кинематографисты объединяются в команды под какие-то проекты. Например, Николай Тарханов и группа единомышленников сейчас готовят экспедицию на Аляску в Форт-Росс. Другие фильмы сложно отследить, потому что источники финансирования разные.
– Кстати, на чьи деньги сегодня в основном снимается кино?
– Кто-то снимает на деньги инвесторов, другие – на субсидии. На последнем правлении Союза кинематографистов России министр культуры РФ Владимир Мединский сказал, что в 1990-е годы на бюджетные деньги снималось много откровенной халтуры. Кстати, я считаю большим достоинством, что наш Союз объединяет по-настоящему профессиональных кинематографистов. Сейчас отбор даже ужесточился.
– Что сегодня дает членство в Союзе кинематографистов России?
– Прежде всего, это статус, ведь нельзя вступить в него, сняв одну-две халтурные работы. Многих достойных кинематографистов даже оставляют на испытательный срок.
– Мы говорили о неигровом кино, но ведь в Иркутске уже есть опыт создания художественного фильма?
– Вы имеете в виду «Похабовск»? На мой взгляд, это качественный конкурентоспособный фильм. Можно говорить о том, нравится он или нет, но его успешный прокат по городам Сибири и переговоры о показе с каналом СТС доказывают этот факт. Режиссер фильма Юрий Яшников возглавляет Молодежный центр при иркутском Союзе кинематографистов. Этот проект возник на базе киношколы Союза кинематографистов РФ «Восточная Сибирь» и раньше финансировался из областного бюджета.
– Молодежь сегодня, наверное, хочет снимать в основном игровое кино?
– В основном да. Хотя прошлогодний Байкальский фестиваль регионального кино показал, что у нас есть подающие надежды новички-документалисты. Такие, как фотограф Алексей Лагерев. Он в уже зрелом возрасте понял, что хочет снимать кино, получил в Новосибирске профессиональное операторское образование и снял вполне достойную картину «Дом для Марии», которая победила на фестивале в номинации «документальное кино». Есть серьезные документалисты и среди молодежи, например, выпускница ВГИК, мастерской С.В. Мирошниченко, Юлия Бывшева. Ее фильм «Дух в движении», снятый вместе с молодыми режиссерами Софией Гевайлер и Софией Кучер, в прошлом году получил Государственную премию РФ в области киноискусства.
– А вы задумывались над тем, зачем нам вообще нужно неигровое кино?
– Это документ времени. Лично мне необходимо смотреть такое кино, потому что это – правда жизни. Хотя сейчас все меньше правды, все больше эрзацев (заменителей. – Прим. авт.), даже в кино. И мы это воспринимаем как норму, хотя, на мой взгляд, это ужасно, ведь в таком случае можно потерять все ориентиры. Где сегодня в нашем кино жизнь настоящих, простых людей? Где их мысли, чувства? Где региональные темы? Включаешь телевизор, а там, как говорит Никита Сергеевич Михалков, сплошная «жизнь московских песочниц». Может быть, поэтому сейчас так активно развивается региональное кино.
– Тем не менее мировая кинодокументалистика не стоит на месте, и мы видим замечательные премьеры. Например, на фестивале «Человек и природа».
– Я считаю, нам всем несказанно повезло, что у нас в конце 1990-х годов появился этот фестиваль, и что сейчас его президентом является Сергей Мирошниченко. На сегодняшний день он, безусловно, значительная фигура в мировом неигровом кино. Доказательство – те фильмы, которые он делает: «Рожденные в СССР», «Река жизни», «Кольца мира» и так далее.
– Почему иркутские кинематографисты почти не снимают фильмов, достойных участия в фестивале «Человек и природа»? Ведь у нас такая натура, один Байкал чего стоит.
– Сама постоянно думаю над этим вопросом. В последнее время Байкал не дается нашим кинематографистам. В прошлом году, когда произошла настоящая трагедия, – огнем было уничтожено огромное количество тайги, пострадала вся Байкальская экосистема, на круглом столе, прошедшем во время фестиваля, прозвучала такая мысль, что нужно собраться всем вместе и снять фильм о Байкале, и у меня есть такая надежда, что этот процесс возглавит Сергей Валентинович Мирошниченко. Тем более что он согласился стать мастером курса по специальности «режиссура» в Иркутском филиале ВГИКа.
– Продвигается ли проект киноцентра в Иркутске?
– Можно сказать, что он обретает реальные очертания. И мне бы очень хотелось поблагодарить за это Сергея Маяренкова, общественного представителя Агентства стратегических инициатив в Иркутской области, который стал настоящим «мотором» проекта. В июне состоится очередная стратегическая сессия кинематографистов, на которой мы определимся с конкретными параметрами. Место мы уже выбрали, это наша бывшая студия кинохроники – настоящий студийный комплекс со всеми необходимыми цехами, вплоть до зала звукозаписи, где толщина стен обеспечивает полную звукоизоляцию. Министерство культуры и архивов Иркутской области и Облкинофонд нас в этом поддерживают. Сейчас вместе мы составляем техзадание, и это будет шаг вперед, который, я уверена, в числе других выведет развитие иркутского кино на новый уровень.