Иркутская таможня отмечает 335-летие
15 апреля Иркутская таможня отмечает 335-летие со дня исторического образования. Она является родоначальницей практически всех таможен Прибайкалья и Западной Сибири. О том, с какими итогами и достижениями ведомство подошло к своему юбилею, газете «Областная» рассказал Юрий Русаков, начальник Иркутской таможни, генерал-майор таможенной службы.
Объем внешнеторгового оборота растет
– Юрий Владимирович, Иркутская таможня по итогам работы не раз становилась лучшей в стране. Какие задачи вам приходится решать сегодня?
– Иркутская таможня во все исторические времена являлась форпостом экономики не только Сибири, но и России в целом. В новых условиях мы стараемся быть верными ее исторической славе и традициям. По итогам работы за 2012 и 2014 годы мы были признаны лучшей внутренней таможней России. Четыре раза подряд, с 2011 по 2015 год, Иркутская таможня становилась лучшей в Сибирском федеральном округе.
В настоящее время перед нами поставлены важнейшие государственные задачи, которые мы решаем во взаимодействии с транспортной прокуратурой, ФСБ, транспортной полицией, налоговыми и другими контролирующими органами. Среди наиболее значимых: экономическая безопасность страны, пополнение федерального бюджета, качественный таможенный контроль, профилактика правонарушений, борьба с контрабандой стратегически важных товаров, возврат валютной выручки и др.
В структуре Иркутской таможни 10 таможенных постов: Аэропорт Иркутск, Иркутский, Ангарский, Усольский, Нижнеудинский, Саянский, Братский, Усть-Илимский, Усть-Кутский и Иркутский таможенные посты (Центр электронного декларирования).
В нынешних непростых экономических условиях важно сохранить не только объем внешнеторгового оборота, но и количество участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), важнейший фактор – работа предприятий Иркутской области металлургической, оборонной отраслей, лесопереработки.
Мы подводим итоги работы за первый квартал текущего года с неплохими результатами. Так, общее количество участников ВЭД возросло на 6%. Плановое задание по перечислению таможенных платежей выполнено более чем на 100%.
– Сколько средств таможня перечислила в этом году в федеральный бюджет по сравнению с аналогичным периодом 2015 года?
– За последние восемь лет Иркутской таможней было собрано и перечислено в казну России более 200 млрд рублей. Только за январь-март этого года мы перечислили в федеральный бюджет 3,3 млрд рублей. При этом платежи по импорту превысили 2,7 млрд рублей. Платежи по экспорту в текущем году выросли и перевалили за 1 млрд рублей. Увеличение экспортных платежей произошло за счет активизации внешнеэкономической деятельности лесоэкспортеров. Так, если платежи по лесу в первом квартале 2015 года составляли 798,8 млн рублей, то за аналогичный период текущего года – 975 млн рублей.
– Возрос ли объем внешнеторгового оборота?
– В целом в течение января-марта 2016 года в регионе деятельности Иркутской таможни товары декларировали 515 участников ВЭД. Для сравнения: в первом квартале 2015-го таковых было 493. В январе-марте 2016 года было оформлено 26,8 тыс. деклараций на товары, за эти же месяцы 2015-го – 25,6 тыс. В целом, на протяжении последних трех лет количество оформленных деклараций постоянно увеличивается. При этом все декларации оформляются в электронном виде через интернет, без предъявления бумажных носителей.
Физический объем внешнеторгового оборота в январе-марте 2016 года сократился и составил 3,3 млн тонн ( в первом квартале 2015-го – 3,4 млн тонн). В стоимостном выражении внешнеторговый оборот в текущем году составил 1165,7 млн долларов США. При этом мы не учитываем статистику торговли стран, входящих в Евразийский экономический союз, а также продукцию нефтяной отрасли, оформляемую в Центральной энергетической таможне. То есть реальный внешнеторговый товарооборот Иркутской области значительно больше.
– Увеличились ли поставки контрафактной продукции? Откуда и в каких объемах? Какие меры таможня принимает, чтобы выявить нарушителей закона?
– По направлению защиты прав интеллектуальной собственности в первом квартале 2016 года было поставлено на контроль 30 товарных партий (738,9 тыс. единиц продукции). Всего было выявлено 11 тыс. 697 контрафактных товаров. Возбуждено 16 дел об административных правонарушениях за незаконное использование товарных знаков. Среди выявленных контрафактных товаров – бижутерия, косметические средства, игрушки, подгузники и другие.
На основании информации, представленной Иркутской таможней органам внутренних дел региона, возбуждено 12 дел об административных правонарушениях за незаконное использование товарных знаков сигарет, водки, спортивных товаров.
– Какие новшества в работе таможенных органов были внедрены в этом году? Что планируется на перспективу?
– В настоящее время работа Иркутской таможни направлена на максимальное ускорение и упрощение таможенных операций. У нас применяется электронное декларирование. При этом мы проводим целенаправленную работу по сокращению времени выпуска деклараций на товары.
Среднее время проведения таможенных операций по товарам, не требующим дополнительной проверки, сокращено при экспорте с 2 часов 4 минут в 2014 году до 59 минут в первом квартале 2016 года; при импорте с 4 часов 9 минут до 1 часа 10 минут. При этом, подчеркну, данное сокращение не отражается на качестве таможенного контроля.
– Удалось ли снизить коррупционные риски с внедрением электронного декларирования? Выявлялись ли факты обхода этой системы?
– В 2016 году современные технологии таможенного дела получили дальнейшее развитие, к примеру, технология удаленной уплаты таможенных платежей, которая является перспективным инновационным сервисом платежной системы. Иркутская таможня успешно подключилась к участию в эксперименте, проводимом ФТС России, по таможенному транзиту в электронной форме.
В ближайшее время нами планируется автоматический выпуск электронной декларации на товары и транспортные средства без участия инспектора. В целом использование инновационных технологий не только ускоряет и упрощает таможенные процедуры, но и способствует устранению коррупционных рисков.
Кроме того, мы проводим среди личного состава большую планомерную работу, направленную на профилактику коррупции. Замечу, что все преступления в сфере коррупции мы выявляем и пресекаем самостоятельно в тесном взаимодействии с ФСБ, прокуратурой. К примеру, после выявления нами такого преступления в поселке Чуна мы полностью обновили там кадровый состав.
– Иркутская таможня усилила взаимодействие с налоговой службой. Что даст такое сотрудничество? Есть ли уже его результаты?
– Только за последние четыре года по результатам взаимодействия Иркутской таможни и УФНС по Иркутской области в отношении недобросовестных фирм-лесоэкспортеров было принято решение о доначислении и отказе в возмещении налога на добавленную стоимость на общую сумму в размере более 110 млн рублей. Подчеркну, что такое взаимодействие с иными контролирующими, правоохранительными органами способствует достижению положительных результатов для всех заинтересованных сторон по всем направлениям работы.
Иркутские таможенники принимают участие в совместных проверках с органами прокуратуры, Россельхознадзором, Роспотребнадзором, контролировали ввоз «санкционных» товаров. По результатам рейдов в марте-апреле было изъято и уничтожено около 3,5 тонны яблок и груш из Польши, а также томатов из Турции.
Лес – на особом контроле
– Как меняется ситуация с экспортом леса?
– Лес всегда в центре нашего особого внимания. В 2015 году 55,8% объема всех вывозимых из Сибири лесоматериалов декларировалось в Иркутской таможне. Всего в течение прошлого года нами было оформлено 12,7 млн кубометров лесоматериалов на 1,4 млрд долларов США. При этом доля пиломатериала в экспорте леса увеличилась до 69%. По итогам первого квартала 2016 года в регионе ответственности Иркутской таможни было экспортировано более 3 млн куб. м леса и лесоматериалов. Пиломатериалов экспортировано свыше 2 млн куб. м, круглого леса – более 1 млн куб. м. Всего вывозом леса в первом квартале 2016 года занимались 357 лесоэкспортеров, в аналогичном периоде прошлого года – 322.
Тенденция к увеличению доли пиломатериалов наблюдается на протяжении нескольких лет. Такая ситуация стала возможной, в том числе, благодаря политике взимания налоговых и таможенных платежей. Замечу, что лес по-прежнему является видом бизнеса, который требует особого внимания со стороны правоохранительных и контролирующих органов.
Благодаря организации в таможне целенаправленной работы по всем направлениям деятельности, включая систему управления рисками, нам удалось повысить качество и результативность контроля за достоверностью декларирования, в том числе и лесоматериалов. Учитывая специфику Иркутской области – значительную территориальную удаленность мест фактической отгрузки от мест декларирования леса, таможня ведет результативную работу по выявлению недобросовестных участников ВЭД. В результате только в 2015 году при таможенном контроле леса нами было возбуждено восемь уголовных дел, общая стоимость незаконно перемещенного леса и лесоматериалов по данным преступлениям составила более 57,2 млн рублей.
Также было возбуждено 795 дел об административных правонарушениях. По итогам первого квартала текущего года при контроле экспорта лесоматериалов уже возбуждено 152 дела об административных правонарушениях, в том числе по фактам нарушений валютного законодательства.
Хочу отметить, что Иркутской таможней не только вскрываются новые преступные схемы в сфере лесоэкспорта. Формируется новая положительная судебная практика. Мы не ставим перед собой задачу возбуждать уголовные дела только ради их количества. Наша задача – доведение возбужденных дел до логического конца, то есть вынесения реальных обвинительных приговоров, и те решения, которые выносятся судами, свидетельствуют о том, что мы с этим успешно справляемся.
– Что, на ваш взгляд, необходимо сделать региональным властям, контрольно-надзорным органам для того, чтобы прекратились или хотя бы снизились объемы экспорта нелегальной древесины из Иркутской области?
– Иркутская таможня заинтересована в выводе лесоэкспорта из тени. Прозрачность обеспечит инвестиционную привлекательность, развитие глубокой переработки древесины, сокращение количества правонарушений в лесной сфере и, в конечном счете, повышение отчислений в государственный бюджет. В 2015 году мы разработали свои предложения по дифференциации таможенных платежей в зависимости от степени глубины обработки пиломатериалов и их стоимости. Напомню, в настоящее время законодательством установлена нулевая вывозная таможенная пошлина на экспорт всех пиломатериалов, вне зависимости от глубины их обработки. Наше внимание направлено, в первую очередь, на справедливое рыночное ценообразование, повышение эффективности деятельности участников рынка, борьбу с правонарушениями и преступлениями в этой сфере.
– Как обстоят дела в сфере правоохранительной деятельности?
– В первом квартале текущего года Иркутской таможней было возбуждено 443 дела об административных правонарушениях. Из них наибольшее число связано с недостоверным декларированием, несоблюдением запретов и ограничений при ввозе или вывозе товаров. Также при таможенном контроле было возбуждено четыре уголовных дела.
Одно из дел связано с контрабандой марихуаны, пересылаемой в международном почтовом отправлении; два – с нарушениями валютного законодательства на сумму 389 млн рублей. Замечу, что вопросы возврата валютной выручки сейчас как никогда имеют первостепенный, стратегический характер и являются одним из важных направлений в нашей работе. Утечка капитала за рубеж, как известно, препятствует процессам финансовой стабилизации отечественной экономики, лишает страну финансовых ресурсов, которые могут быть использованы для инвестиций, выплаты пенсий, зарплат и иных социальных программ.
– По информации Арбитражного суда Иркутской области, в прошлом году в два раза возросло количество споров, связанных с таможенным законодательством. Каковы причины такого серьезного роста?
– В основном это связано с контролем таможенной стоимости при ввозе товаров. Система определения таможенной стоимости является одной из наиболее сложных процедур. Именно при принятии решений по таможенной стоимости и сталкиваются интересы бизнеса и таможенных органов, которые решаются в суде. Наша задача – определить достоверную стоимость товара, так как от этого напрямую зависит пополнение доходной части федерального бюджета.
У Иркутской таможни в целом сложилась положительная судебная практика, в том числе и по таким делам. К примеру, в 2015 году в судах на рассмотрении находились спорные дела по вопросам таможенной стоимости с шестью организациями. По четырем организациям судами различных инстанций была подтверждена полностью правомерность принятых таможней решений, одна из организаций от исковых требований отказалась самостоятельно, в силу того, что по аналогичным делам, рассмотренным ранее судами, были приняты решения в пользу таможенных органов. Хочу отметить, что Иркутская таможня открыта для общения и решения вопросов по всем направлениям, мы стараемся многие вопросы решать, не доводя дел до суда.
– То есть, Иркутская таможня открыта для общества и участников ВЭД?
– Уверенно скажу, что принцип информационной открытости и взаимодействия – в основе деятельности Иркутской таможни. Представители таможни входят в состав 25 различных региональных межведомственных комиссий, советов и групп. Особое внимание нами уделяется вопросам инвестиционной деятельности.
Руководителями таможни, таможенных постов и структурных подразделений на постоянной основе проводятся рабочие встречи с представителями бизнеса – участниками ВЭД, где в оперативном порядке обсуждаются и решаются все актуальные вопросы.
К примеру, только в первом квартале состоялось 55 таких встреч. Правовым отделом таможни на бесплатной основе предоставляется государственная услуга по информированию и консультированию в области таможенного дела.
В настоящее время в Иркутской таможне трудится коллектив высоких профессионалов своего дела, способных решать самые сложные задачи в сфере внешней экономики и таможенного дела. Хочу пожелать коллегам здоровья, счастья, понимания. Уверен, что коллектив Иркутской таможни достигнет новых успехов и побед. Поздравляю всех с праздником, с историческим юбилеем!
Справка
История Иркутской таможни ведет свое начало с основания Иркутского острога. Официально она была открыта по указу Царя и Великого Государя Федора Алексеевича Романова от 15 апреля 1681 года. В нем содержались сведения о назначении иркутским таможенным и заставным головой Ивана Самойлова, строительстве таможенной избы, выборе таможенных целовальников, сборе пошлин и т.д. Фактически же таможенные сборы взимались с начала 1660-х годов служащими приказной избы при воеводе. Расцвет Иркутской таможни пришелся на конец XVII и первые десятилетия XVIII века. После заключения в 1689 году Нерчинского русско-китайского мирного договора сложились условия для караванной торговли с Поднебесной. Эта и другая уникальная информация представлена в книге «Иркутская таможня. Страницы летописи. История. Становление. Развитие», изданной к 335-летнему юбилею.