Андрей Лабыгин: Политику соцподдержки населения проводим целенаправленно
Комитет по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области – самый малочисленный в региональном парламенте, в него входит всего пять депутатов. При этом на контролируемые им сферы в бюджете Приангарья предусмотрены наибольшие объемы средств. О самых важных законопроектах и решениях, направленных на благо развития региона, газете «Областная» рассказал Андрей Лабыгин, глава комитета и заместитель председателя Заксобрания.
– Андрей Николаевич, ваш комитет – один из самых важных в областном парламенте, потому что вопросы здравоохранения и соцзащиты близки каждому человеку. И заседания у вас длятся часами, каждую тему обсуждаете досконально, выслушиваете все мнения…
– Действительно, работать в таком комитете непросто. Любое неосторожное решение может повлечь за собой серьезные последствия, касающиеся огромного количества людей. Поэтому каждый шаг должен быть просчитан и выверен. Очень зыбка грань между популизмом и отстаиванием интересов населения. Нам удается эту грань не перешагнуть. Идем по острию. Дать людям надежду, а потом ее не оправдать, мы не можем. Политику социальной поддержки населения проводим последовательно и целенаправленно. Сейчас стоит задача по переходу к адресной помощи тем, кто действительно в ней нуждается. Законодательством запрещено ухудшать социальное положение людей. Поэтому нужно четко определить круг лиц, которому помощь государства требуется особо. Сегодня областных льготников, ежемесячно получающих денежные выплаты, у нас 246,4 тыс. человек. В 2015 году на их социальное обеспечение было затрачено 13,6 млрд рублей.
– Какие из законопроектов нынешнего парламентского сезона вы можете назвать наиболее важными для населения области?
– Региональная нормативная база в основном сформирована, и сейчас, исходя из требований времени, мы вносим в нее те или иные изменения. Каждый год рассматривается вопрос о величине прожиточного минимума пенсионера (ПМП). Это необходимо для того, чтобы всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает ПМП, можно было предоставить социальную доплату до заданной величины. Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин каждый раз предлагает не только увеличить прожиточный минимум, но и установить две его величины – для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, а также для иных территорий Иркутской области. Так как северяне тратят на жизнь больше денег, чем жители южных территорий. Мы с ним в этом согласны. Однако бюджет региона не настолько богат. Его социальные расходы уже составляют 73% от всего бюджета. Если их увеличивать и дальше, то средств на развитие не останется вовсе. А ведь нужны новые больницы и школы, дороги и мосты. Мы уже обращались к министру труда и социальной защиты РФ Максиму Топилину о совершенствовании механизма предоставления социальных доплат к пенсии в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, а также к коллегам из других регионов, где есть районы Крайнего Севера. И здесь совершенно очевидно, что из-за одной Иркутской области никаких изменений в федеральном законодательстве не появится. Поэтому сейчас параллельно в комитете проводится мониторинг по выявлению поддержки данного предложения в тех регионах, которые имеют в своем составе районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Кстати, большинство регионов поддерживают нас. Не за горами следующее обсуждение данного вопроса, снова будут споры, но принимать решение мы будем исходя из существующей экономической ситуации и в рамках федерального законодательства.
– Широкую огласку получила история с региональным материнским капиталом. Она завершилась благополучно для будущих многодетных семей Иркутской области, действие закона продлено на два года. Но из-за чего все-таки возникло недопонимание с правительством региона?
– В марте, на сессии Законодательного Собрания, были приняты изменения в закон «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей». С инициативой продлить действие регионального материнского капитала выступила группа депутатов – членов нашего комитета. Инициатива получила поддержку фракции «Единая Россия» в ЗС. В Иркутской области с 2012 года действует региональный материнский капитал в размере 100 тыс. рублей, который получают семьи при рождении третьего и последующего детей. Направить эти средства можно на улучшение жилищных условий, либо на образование ребенка. В результате внесения изменений в закон период действия маткапитала распространится на детей, которые родятся в период до 31 декабря 2018 года. Ранее этот период был ограничен 31 декабря 2016 года. Правительство предлагало отложить рассмотрение вопроса на июнь, такой же позиции придерживались несколько парламентариев. Однако во время голосования противников законопроекта не оказалось – за продление действия регионального материнского капитала на два года высказался 31 депутат, семь воздержались. Теперь семьи, в которых до 31 декабря 2018 года родится третий или последующий ребенок, получат сертификаты на 100 тыс. рублей. Эта сумма может быть увеличена, если правительство области внесет в ЗС соответствующий законопроект. Думаю, что депутаты правильно не стали затягивать ситуацию. Действие закона заканчивалось 31 декабря 2016 года. Чтобы ребенок появился на свет, нужно девять месяцев, то есть, крайний срок продления закона был ограничен 1 апреля. Мы считаем, что демографическое развитие – это приоритетное направление. Об этом, кстати, недавно снова сказал глава государства.
– В вашем комитете нет врачей, но вопросы здравоохранения тоже рассматриваются тщательно. Каким проблемам сегодня приходится уделять наибольшее внимание?
– Вопрос обеспечения населения медицинскими услугами – самый злободневный. Неудовлетворенность жителей качеством этих услуг продолжает оставаться высокой. При этом здравоохранение – самая затратная часть блока социальных расходов: 23 млрд рублей в рамках госпрограммы, или 22% бюджета, плюс средства Фонда обязательного медицинского страхования. В целом получается более 40 млрд рублей. Для сравнения, на физическую культуру и спорт выделено 386 млн рублей. Поэтому в рамках парламентского контроля мы постоянно изучаем ситуацию в сфере здравоохранения, заслушиваем профильного министра. На сегодняшний день, к сожалению, оставляет желать лучшего процесс реконструкции и строительства медицинских учреждений, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов. Свои проблемы есть во многих организациях здравоохранения. Мы оперативно отреагировали на обращение уполномоченного по правам человека в Иркутской области и выезжали в психиатрическую больницу села Александровское Боханского района. Продолжаем контролировать ситуацию с Усольским родильным домом, связанную с переводом медучреждения со второго на первый уровень, повлекшим за собой серьезное социальное напряжение. В этом роддоме мы проводили выездное совещание, затем обсуждали вопрос в рамках комитета. В настоящее время для повышения статуса роддом планируется объединить с усольской городской больницей. Территория опережающего развития, которую планируется создать в Усолье-Сибирском, не получится без нормально работающей социальной сферы. Поэтому мы продолжаем следить за происходящим, не упускаем этот вопрос из виду. На контроле также остается ситуация с Баяндаевской районной больницей. Объект построен, оснащен оборудованием, но по формальным причинам не вводится в эксплуатацию более полугода. А в это время люди лечатся в старом ветхом здании и вынуждены ходить в туалет на улицу. Контролируем мы и завершение ремонта Иркутской областной больницы, и ситуацию в медучреждении Саянска. По последнему вопросу работаем совместно с Контрольно-счетной палатой Иркутской области. Итоги рассмотрим вместе с минздравом региона.
– Какие еще вопросы находятся на особом контроле комитета?
– Прежде всего, это вопросы социального сиротства. Необходимо стремиться к тому, чтобы как можно больше детей жили и воспитывались в семьях. Абсолютно все детские дома закрыть не удастся, но менять ситуацию нужно и важно. Содержание одного ребенка в детском доме доходит до 60 тыс. рублей в месяц. При этом все понимают, что в семье, даже с гораздо меньшим обеспечением, этому ребенку будет намного лучше. Задача по устройству детей в семьи поставлена главой государства, и в Иркутской области есть опыт успешного выполнения поручений президента. По вопросу обеспечения местами в детских садах произошел серьезнейший прорыв. Казалось бы, когда-то непреодолимая проблема решилась за три года. Что касается сирот, то мы также контролируем вопрос обеспечения их жильем. На состоявшейся 16 марта сессии Законодательного Собрания Иркутской области были озвучены результаты проведенной депутатской проверки по факту грубого и массового нарушения жилищных прав детей-сирот, проживающих в трех домах поселка Малая Топка Иркутского района. Члены специально сформированной комиссии выезжали на место, выявили строительные недостатки, обратили внимание на качество услуг ЖКХ. Комиссия рекомендовала министерству имущественных отношений Иркутской области устранить выявленные нарушения. Правительству Иркутской области предложено при формировании специализированного жилфонда для детей-сирот исходить из обязательности обеспечения жилых помещений центральными инженерными системами, контролировать строительство на всех этапах, начиная с проектирования, а также избегать заселения домов исключительно сиротами, поскольку это не способствует их успешной социализации.
– Комитет также проводит различные круглые столы по актуальным темам, правительственный час в рамках сессии Заксобрания нередко посвящается вопросам здравоохранения и соцзащиты. Расскажите об итогах этой работы.
– Мы провели недавно круглый стол «Социальное положение ветеранов боевых действий: проблемы и пути их решения». На территории Приангарья сегодня проживает почти 15,5 тыс. участников боевых действий, и защита их прав и законных интересов является одним из важнейших направлений государственной политики региона. Участники заседания решили рекомендовать правительству области вернуться к рассмотрению вопроса о возможности установления дополнительных мер социальной поддержки ветеранов боевых действий при улучшении экономического потенциала региона. В рамках одной из сессий Заксобрания состоялся правительственный час «О положении дел и перспективах развития в сфере доступности медицинской помощи, эффективности медицинских услуг, оказываемых населению Приангарья», где мы говорили о нехватке врачей, программе «Земский доктор», планах по строительству и реконструкции объектов здравоохранения, очередях в поликлиниках. Депутатами также были подняты проблемы организации медицинской помощи в поселке Алексеевск Киренского района и поселке Артемовский Бодайбинского района, фтизиатрической помощи в Тулуне. Озвучивались вопросы передачи области профилакториев Ангарска, обозначалась необходимость ремонта Усть-Ордынской больницы № 2.
– Вы проводите личные приемы граждан и как депутат от города Иркутска, и как заместитель председателя Заксобрания. С чем обычно к вам приходят люди, всем ли удается помочь?
– Люди, которые уже всех, казалось бы, обошли, приходят к нам как в последнюю инстанцию. На обращения депутатов адекватно и быстро реагируют все уровни власти. Поэтому чаще всего помочь удается, и особенно отрадно, когда получается поспособствовать решению проблем со здоровьем.
Одно из недавних обращений касалось злободневного вопроса, связанного с тем, что Евразийский лингвистический институт – филиал Московского лингвистического университета в Иркутске (МГЛУ ЕАЛИ) не получил государственную аккредитацию по 13 программам из 20. Иркутск – студенческий город, здесь каждый пятый житель учится в каком-либо из вузов. У нас высшая школа и студенчество – это как Байкал, Ангара, как Мацуев… Это бренд. Не мы его создавали, и не нам разрушать. Безучастно смотреть на происходящее тоже нельзя. Это наше дело, и мы должны быть уверены в том, что каждый выпускник иркутского вуза получит диплом, а каждый преподаватель продолжит работать и учить будущих профессионалов. Все, что касается студенчества, должно находиться под особым вниманием региональной власти, и законодательной в том числе. Инициативная группа преподавателей и студентов МГЛУ ЕАЛИ пришла ко мне как к депутату. Мы обговорили ситуацию, и уже через полтора часа вместе были в кабинете Виктора Игнатенко, первого заместителя губернатора Иркутской области. Когда в свое время закрывали ИВВАИУ (Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище), я, как и многие, выступал за его сохранение. Однако отстоять вуз не удалось, мы потеряли уникальное учебное заведение. Больше подобного допускать нельзя. Потерять легко, восстанавливать – сложнее. Молодежь просто уедет отсюда и больше никогда не вернется. Все говорят о том, что Сибирь нужно заселять, но почему-то принимаются решения, направленные на обратный эффект. Заброшенную территорию быстро приберут к рукам. Поэтому областные власти обязаны вмешиваться в ситуацию. Это наши жители и наше будущее.