Как наполнить доходную часть бюджета
Обсудили в региональном парламенте
В первом квартале 2016 года зафиксирован уверенный рост по всем основным видам налогов. По отношению к аналогичному периоду предыдущего, 2015 года, рост составил 6%. Об этом заявил руководитель УФНС России по Иркутской области Константин Зайцев на правительственном часе, посвященном мерам по наполнению регионального бюджета, состоявшемся на сессии Законодательного Собрания Иркутской области 14 апреля. Кто-то назвал сложившуюся ситуацию чудом, но, как заявила министр финансов региона Наталия Бояринова, никакого чуда не произошло, и рост налоговых доходов – это результат планомерной работы правительства Иркутской области и налоговой службы.
Рабочие группы по налогам
Основная дискуссия развернулась вокруг роста налоговых поступлений по итогам первого квартала 2016 года. По информации УФНС России по Иркутской области, опережение по налогу на прибыль, по сравнению с прошлым годом, достигло почти полумиллиарда рублей, по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) – 490 млн рублей, на имущество – 170 млн рублей. Оснований для уточнения бюджета-2016 управление по налогам и сборам не видит.
Антон Логашов, заместитель председателя правительства Иркутской области, докладывая о мерах, принятых по наполнению бюджета, рассказал, что для обеспечения социальной стабильности и устойчивого развития экономики в регионе утвержден план первоочередных антикризисных мер. По отдельным видам налогов сформировано 12 рабочих групп, за каждым заместителем губернатора и зампредом «закреплены» крупные налогоплательщики. Встречи с руководителями вертикально-интегрированных компаний, действующих на территории региона, проводит и губернатор Иркутской области Сергей Левченко. Например, недавно состоялась встреча с президентом «Роснефти» Игорем Сечиным.
Зампред отметил, что ослабление рубля не полностью компенсирует падение цены на нефть, и это оказывает негативное влияние на доходы бюджета. Тем не менее в первом квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015-го действительно отмечен рост поступлений налога на прибыль (на 6%), НДФЛ (8%), налога на имущество (7%).
– Мы надеемся, что такая динамика сохранится. Прогнозировать, конечно, сложно, но хочется верить, что ситуация в экономике будет улучшаться. Работа правительства, направленная на повышение доходов казны, идет в ежедневном режиме, к ней привлечен член Совета Федерации РФ от Иркутской области Виталий Шуба, – сказал Антон Логашов.
Сегодня ведется активная работа по вхождению в федеральные программы. В 2015 году Иркутская область участвовала в 17 программах, в рамках которых в регион удалось привлечь из федерального бюджета 9,8 млрд рублей. В 2016 году регион заявился в 19 программах и планирует получить из казны Федерации 11,3 млрд рублей.
Интересно, что, по информации Контрольно-счетной палаты Иркутской области, в 2015 году Иркутская область получила по федеральным программам почти в два раза больше – 22 млрд. рублей. Эти цифра привела в своем выступлении председатель КСП Ирина Морохоева. КСП считает, что, несмотря на кризисные явления, собственные доходы региона существенно превышают объем межбюджетных трансфертов, получаемых от Минфина, и составляют 85%. По итогам 2015 года индекс промышленного производства составил 104,5%, рост отмечается за счет ориентированных на экспорт отраслей, а также за счет влияния курсовой разницы валют. За январь 2016 года уровень промпроизводства увеличился на 4,1% по отношению к аналогичному показателю прошлого года. В частности, рост в добывающей промышленности составил 6%, обрабатывающей – 2,4%.
По налоговым и неналоговым доходам Иркутская область занимает четвертое место в Сибирском федеральном округе и 24 место в стране.
– Наш регион является самодостаточным. На 4,5 рубля отчислений в федеральный бюджет приходится 1 рубль поступлений из федеральной казны. По госдолгу, который составляет 22,5 млрд рублей, Приангарье среди регионов СФО находится на девятом месте из 12. Это довольно неплохая позиция, – отметила Ирина Морохоева.
В целях увеличения доходов бюджета, по мнению КСП, необходимо провести инвентаризацию налоговых льгот; рассмотреть меры по оптимизации налоговой нагрузки, которые могли бы активизировать деятельность малого и среднего бизнеса; усилить контроль за поступлением в бюджет пеней и штрафов, а также продолжать работу с нарушителями налогового законодательства. Еще один шаг к экономии – эффективно использовать имущество, находящееся в госсобственности.
Денежный вопрос
В рамках обсуждения докладов депутат Олег Тюменев поинтересовался, откуда же все-таки в этом кризисном году в Иркутской области образовался рост налоговых поступлений в бюджет?
Наталия Бояринова, министр финансов региона, подчеркнула, что никакого чуда не произошло, это стало возможным благодаря планомерной работе правительства области и налоговой службы. Министр напомнила, что треть бюджета региона зависит от цены на нефть и положения рубля по отношению к другим валютам. Это происходит оттого, что основные доходы складываются из налога на прибыль, который формируют в основном крупные нефтяные компании. Наталия Бояринова сообщила, что появилась информация о возможном истребовании рядом предприятий переплаты по налогам. Руководителям этих компаний направлены письма с просьбой рассмотреть возможность не изымать средства из областной казны, а зачесть их в счет будущих платежей.
Депутат Ирина Синцова обратила внимание заместителя председателя правительства Антона Логашова на то, что к ней поступают жалобы из образовательных учреждений некоторых муниципалитетов, которым за неуплату отключают электроэнергию. Депутата интересовало, что происходит, когда будет решена эта проблема. Антон Логашов ответил, что заявки мэров рассматриваются в рамках ежедневной работы правительства.
Наталья Дикусарова, заместитель председатель Законодательного Собрания и глава бюджетного комитета, отметила, что, по ее информации, ряд запланированных к строительству в рамках федеральных программ социальных объектов в настоящее время в списках не значится. В частности, это касается нескольких фельдшерско-акушерских пунктов и сельских клубов.
Действительно, заявки на строительство клубов в поселках Забитуй Аларского района и Железнодорожный Усольского района в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий» отклонены, это подтвердила Оксана Тетерина, министр экономического развития Иркутской области. Причина в том, что в одном случае превышена сумма заявки, в другом – истек срок действия проектно-сметной документации.
Первый заместитель губернатора Иркутской области – председатель правительства региона Александр Битаров уверен, что с федеральными программами ситуация остается сложной: «Если по количеству программ мы не потеряем, то по объему средств – однозначно. Для вхождения в программы нужно софинансирование, а у нас денег не хватит».
На вопрос Ольги Носенко, председателя комитета по собственности и экономической политике ЗС, о том, каковы планы правительства по развитию туристической отрасли и привлечению федеральных средств в эту сферу, Антон Логашов отметил, что правительством Иркутской области в Ростуризм был направлен пакет предложений по развитию отрасли в регионе, но ответ пришел следующий: «Предложения рассмотрят, если будет прямое поручение президента или председателя правительства РФ и при условии дополнительного федерального финансирования». Тем не менее региональное правительство намерено работать в этом направлении, и областному агентству по туризму поручено разработать комплексный подход к развитию туристической отрасли.
По словам председателя Законодательного Собрания Сергея Брилки, в региональный парламент поступает множество обращений муниципальных образований, на территории которых строятся объекты федерального значения, в том числе нефтепроводы.
– Есть ли у правительства области планы поспособствовать передаче таких земельных участков в собственность муниципальных образований, чтобы они могли пополнять свои бюджеты земельным налогом? – поинтересовался Сергей Брилка. Антон Логашов заверил, что такая работа уже ведется.
В итоговое постановление, посвященное правительственному часу, депутаты Заксобрания включили рекомендации правительству Иркутской области продолжить проводить экономическую оценку эффективности бюджетных расходов на этапе их планирования, обеспечить своевременное освоение бюджетных средств и работу по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти в целях повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, принять меры по повышению поступлений налога на прибыль, активизировать работу по реализации инвестиционных проектов, продолжить мероприятия по легализации бизнеса на территории Иркутской области и провести комплексный анализ эффективности предоставляемых мер государственной поддержки.