Какая она – школа будущего?

Образовательный квест «Школа будущего – 2016» прошел в Иркутске. В нем приняли участие школьники, студенты, педагоги, директора школ, представители родительской общественности и областного министерства образования. Через интерактивные уроки они знакомились с инновационными формами обучения, а потом делились своими впечатлениями за круглым столом.

Квест состоял из нескольких образовательных площадок: информационных технологий, инноваций, ФГОС, качества и российского кино. Через все из них прошел Алексей Лябин – начальник управления образования администрации Жигаловского района. Он отметил, что динамичная и непринужденная форма квеста позволила ему взглянуть на проблемы образования с разных точек зрения.

– Во время выполнения теста ЕГЭ я ощутил себя на месте ребенка, который сдает выпускной экзамен. Понял, что даже такое нехитрое дело, как заполнение бланка, требует от школьника колоссальной усидчивости и внимательности, – поделился Алексей Лябин.

У педагогов, которые занимаются проверкой экзаменационных работ школьников, – задача не из легких. К такому выводу пришли студенты ИГУ после того, как примерили на себя маску экспертов ЕГЭ и проверили несколько бланков.

– Почему ЕГЭ с каждым годом пытаются усложнить? – поинтересовались учащиеся хомутовской школы № 2.

– Задания экзамена, наоборот, становятся намного проще и понятней с каждым годом, – ответила Наталья Краснова, руководитель областной службы по контролю и надзору в сфере образования. – Это связано и с тем, что практически убрали тестовую часть, которая многим напоминала лотерею. Я с 2001 года занимаюсь организацией ЕГЭ и часто общаюсь с выпускниками школ, большинство из которых считают, что ЕГЭ исключил субъективный фактор в отношениях между учеником и учителем.

Позицию Натальи Красновой поддержал Виктор Николаев, представитель общественного совета родителей школьников Ангарска:

– Я – один из немногих родителей, которые за ЕГЭ, потому что при всем количестве мелких отрицательных моментов у него есть один огромный плюс. Это возможность для наших детей поступить в лучшие вузы страны.

Виктор Николаев также высказал свое отношение к проблеме платных учебных пособий:

– Несколько лет назад в школах нас вынуждали платить за учебники по 1,5 тыс. рублей. Мы с этим боролись-боролись, в итоге учебники сделали бесплатными. Но коммерсантам в сфере образования не дают спокойно жить кошельки родителей. В начальных классах появились рабочие тетради. За годовой комплект для третьего класса сегодня нужно заплатить 5290 рублей. Я считаю, что эти тетради не нужны.

Как пояснила Наталья Краснова, существует федеральный перечень учебников, на основе которого школы составляют свои списки. Рабочие тетради – не обязательный атрибут учебного процесса. Если школа решает, что она будет их использовать, то по закону обязана обеспечить ими детей бесплатно.

Широкое обсуждение за круглым столом получили вопросы, связанные с обеспечением детской безопасности. Инна Торунова, начальник отдела дополнительного образования областного министерства, пояснила, что особую актуальность тема получила в последний год. Это связано с многочисленными обращениями родителей и учителей, обеспокоенных ростом числа чрезвычайных происшествий среди школьников.

– Главной темой межрегионального Байкальского детского форума стала «Безопасность глазами детей». Ребята выдали потрясающие идеи. Например, они составили карты безопасности школьных микрорайонов. Дети лучше взрослых знают, в каких дворах собираются подозрительные люди, или бегают собаки без намордников, где опасно переходить дорогу и так далее, – рассказала Инна Торунова.

Современные технологии в образовании, представленные в рамках квеста, у большинства участников вызвали одобрение. Ребята указали на разрыв между школой будущего и школой настоящего, поинтересовавшись, каким образом и в какие сроки будет осуществлена информатизация образования в регионах.

– Внедрение новых образовательных технологий требует серьезных финансовых вложений, поэтому процесс модернизации будет проходить постепенно, – рассказала Светлана Гершигель, начальник отдела дошкольного и общего образования областного министерства. – Однако зачастую проблема отставания некоторых школ от новых веяний времени не связана с отсутствием специального оборудования. Были случаи, когда мы приезжали в школы, и выяснялось, что на полках по пять лет пылятся комплекты робототехники и интерактивные лаборатории.

Валентина Перегудова обратилась с предложением провести в образовательных учреждениях всеобщую инвентаризацию компьютерного оборудования, чтобы организовать между школами обмен техникой.